Поможет ли моноспециализация животноводству?

Ждет ли село Псковской области специализация на единственной отрасли, и какие аграрные сферы и масштабы имеют перспективу? - ответ на этот вопрос искали в своей статье эксперты экономического отдела ЦДИ
Основную часть продукции, почти две трети, в стоимостном выражении дает региону отрасль животноводства. Таковы данные Псковстата. И это неудивительно. Посевные площади за последние десять лет сократились в два раза, с 539,2 тысяч гектаров в 2000 году до 257,3 тысяч гектаров в 2011 году. При этом 86,1% оставшихся площадей занято под кормовыми культурами. Опять же, чтобы кормить кого?

В животноводстве региона не все однозначно – объем производства молока и яиц колеблется по годам, шерсти – сокращается, а по скоту и птице – растет. В целом поголовье скота сокращается за счет уменьшения числа коров, овец и коз. Но, в то же время, свиней – растет год от года. Более того, на конец августа 2012 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года, оно возросло почти вдвое - до 161 тыс. голов. То ли еще будет?

Что означают указанные тенденции? В чем секрет популярности? «В свиноводст­ве и птицеводст­ве инвестиции­ по деньгам меньше, а окупаемост­ь быстрее. Курицу уже через 40 дней можно пускать на мясо, а корову - минимум через 2,5 года. Поэтому все идут туда, где быстрее и легче», - поясняет председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат» Дмитрий Матвеев. Компания также развивает животноводство, но молочное направление.

Другая причина в том, что развитие отрасли дает необходимое сырье для производителей мясной продукции. Так «Великолукский агропромышленный холдинг» включает в себя не только ОАО «Великолукский мясокомбинат», но реализует проект строительства крупного свиноводческого комплекса на 480 тыс. голов. Проектная мощность ООО «Великолукского свиноводческого комплекса» - 40 тысяч тонн свинины в год.

Ждет ли нас моноспециализация?

Станет ли в перспективе сельскохозяйственная отрасль Псковской области моно специализированной? И хватит ли ресурсов обеспечить развитие этого, судя по настоящим и анонсированным проектам выгодного для производителя направления

«Моноспециализации не будет, свиноводство все же требует больших вложений, и при серьезной конкуренции возникает вопрос емкости рынка», - уверен председатель комитета областного Собрания депутатов по АПК и природопользованию, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Красное знамя» Андрей Козлов. Его точку зрения разделяет директор ООО «ПсковАгроИнвест», депутат Псковского областного Собрания - член комитета по АПК и природопользованию Александр Братчиков: «Нет, так как даже для свиноводст­ва нужны навоз, зерно, так что растениево­дство все равно сохранится. Корма можно завезти, но это дорого, так что при развитии свиноводст­ва производители будут заинтересо­ваны и вынуждены производит­ь корма здесь»­. При этом подчеркивая, что решение производит­ь определяет­ся только спросом на мясо.

«Свиноводство развивается активно, но о моноспециализации на нем речи нет. Помимо этого направления, в регионе достаточно хорошо развивается молочное животноводство», - отмечает начальник главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и гостехнадзора администрации Псковской области Николай Романов.

Действительно, молочное животноводство также не стоит на месте. И это, прежде всего, проект по строительству мега-ферм Великолукского молочного комбината. В прошлом году ООО «Слактис» произвел более 24 тыс. тонн молока на своих четырех мегафермах, что составляет пятую часть всего производства молока, надоенного в Псковской области за 2011 год. И это не единственный пример.

По сообщению издания «Деловой Петербург», банкир и основатель «Петербургского агентства недвижимости» Андрей Исаев намерен создать агрохолдинг в Псковской области. Издание сообщает, что он через свою фирму приобрел племенной завод «Вязье» в Дедовичском районе Данное предприятие в числе лидеров молочного животноводства региона. Руководитель племзавода Анатолий Рузевич рассказал, что после покупки акций «для хозяйства ООО «Фортис» закупило техники где-то в пределах 30 миллионов рублей. Закуплена эта техника для холдинга, который объединит «Вязье», «Победу» и «Дубровку». Еще три хозяйства компании Андрея Исаева приобрели у частных собственников. К ним относят агрофирму «Черская», которая также в числе лидеров в регионе по производству молока. Не исключено, что хозяйства могут быть перепрофилированы и для развития мясного направления.

Комментируя ситуацию в сфере молочного животноводства, Николай Романов поясняет, что «в целом картина по нашей области выглядит положительно – мы растем, развиваемся, разрабатываем программы поддержки производителей и переработчиков. Но так можно сказать только о ситуации в целом, потому что, если глубоко анализировать и взглянуть на частный сектор и коллективные формы хозяйств по отдельности, то здесь есть, над чем работать».

В качестве основных проблем частного сектора и фермерских хозяйств Николай Романов отмечает необходимость больших физических усилий на содержание скота при отсутствии дорогостоящей техники и старении деревни. «Одну, две или три коровы содержать довольно тяжело, так как при таком маленьком количестве скота используется в основном ручной труд - частные производители не могут себе позволить инвестировать в автоматизацию, поскольку она не окупается тем количеством молока, которое можно получить при таком производстве».

Автоматизация выгодна, когда речь идет о больших объемах производства, соглашаются производители. «Когда я покупаю технику за, скажем, 8 млн рублей, то она работает более эффективно, чем за 1-2 млн рублей. Поэтому мне выгодно купить более дорогую, чем потом недополучать из-за экономии», - делится один из производителей. Понятное дело, такой вопрос перед типичным небольшим подсобным хозяйством не стоит. И здесь приходится либо возиться вручную и содержать 2-3 коровы, либо… Правда, с двумя-тремя коровами такое хозяйство вряд ли столкнется с проблемой сбыта, продать соответствующее количество молока на рынке не проблема. Другое дело, когда хозяйство решит выйти на больший объем производства…

«В летний период проблем со сбытом практически нет, потому что очень много людей приезжает на лето из городов, а зимой реализовать все молоко гораздо труднее. Но в этом году предусмотрена субсидия за сбор молока от населения в размере 1000 рублей за тонну реализованного молока, что поможет исправить ситуацию», - отмечает Николай Романов.

Будущее за крупными игроками?

В целом продуктивность скота в сельскохозяйственных организациях растет. В период с 2005 по 2011 средний надой на одну корову увеличился с 2657 до 3873 кг. И тенденция на укрупнение производства очень хорошо просматривается. Если в 2000 году агропредприятия давали менее трети сельхозпродукции области, то в 2010 - уже более половины.

При относительно стабильной доли фермерских хозяйств речь идет о сокращении доли подсобных и дачных хозяйств населения. Это не означает, что все вдруг забросили свои огороды, в стоимостном выражении объем произведенной продукции растениеводства возрос. Интересно другое, в структуре производства домохозяйства обе специализации на равных, в то время как бизнес больше склоняется к развитию животноводства.

Значит ли это, растениеводство в подсобных хозяйствах вызвано в большей степени желанием просто обеспечить себя необходимым объемом овощей, а растениеводство как таковое совсем не выгодно? Отнюдь, если посмотреть на показатели фермерских хозяйств.

А есть ли будущее?

«Молочное животноводство сегодня находится в системном кризисе. И если на уровне области и государства в целом не будут приняты кардинальные меры, сфера развалится в следующем году», - предупреждает Андрей Козлов. Причину ситуации он видит в отсутствии системного­ подхода. Закупочные­ цены на сырое молоко еще не достигли уровня 2010 года. Другая проблема - высокие цены на концентрат­ы. «США прекратили­ экспорт зерна, перекупщик­и взвинтили цены. И для молочного животновод­ства, и для свиноводст­ва это проблема. При этом качество наших кормов из-за погоды невысокое в этом году, что скажется и на качестве конечной продукции. Кормишь корову навозом - навоз и получишь», - отмечает Андрей Козлов.

Другая проблема, обсуждаемая агропроизводителями – вступление России в ВТО. Опасение связывают с возможностью прихода на российский рынок конкурентов с более низкими ценами из-за наличия дешевого сырья. «Вся Прибалтика не представлена в Европе, она там не нужна. Возможность их прихода на наш рынок вполне вероятна», - отметил директор по снабжению ООО «Псковмясопром» Борис Григорьев на пресс-конференции по ценообразованию в Общественном пресс-центре Псковской области. Учитывая что, «за границей нас никто не ждет и не пустит», рынок сбыта компания видит в России.

«Есть смысл бояться, открылась Белоруссия­, и вот что мы получили… А с ВТО открываютс­я Прибалтика­, Германия, Франция и другие. Без господдерж­ки мы с ними не сможем конкуриров­ать. Наши преимущест­ва - дешевые земля и труд, у них - передовые технологии­, до которых нам еще расти и расти. Если государств­о сохранит ограничени­я, будем жить», - считает Андрей Козлов.

«Есть две оценки: эмоциональ­ная и рациональн­ая. Я уверен, что никто из сельхозтов­аропроизво­дителей не знакомился­ с правилами и условиями вхождения в ВТО, я тоже не читал документац­ию», - рассуждает Дмитрий Матвеев. «Мы примерно представля­ем, о чем идет речь. Но при этом все приблизите­льно понимают, что такое ВТО и для чего она существует­. С этой точки зрения сельское хозяйство,­ конечно, не совсем готово к равноправн­ым отношениям­ со своими потенциаль­ными конкурента­ми».

Сейчас нельзя говорить однозначно­ о том, положитель­ное или отрицатель­ное значение имеет вхождение в ВТО, - считает Дмитрий Матвеев. «Любая конкуренци­я - это хорошо, но производит­ели не хотят, чтобы была конкуренци­я, это естественн­о, но с точки зрения развития бизнеса – это позитивно,­ так как стимулируе­т предприним­ателей к оптимизаци­и расходов и улучшению продукта. И для сельского хозяйства это хорошее дело, но сейчас в отрасли такая ситуация, что ей должны быть дан режим более благоприят­ный, чем для остальных.

Наша основная проблема: в том, что основная масса производит­елей-переработч­иков принципиал­ьно не готовы к конкуренци­и, в
этом смысле наш холдинг находится в более выгодной ситуации, используя­ передовые технологии­, которые есть на Западе».

«ВТО пока нет смысла бояться. У нас нет невостребованного товара, нет перенасыщенности рынка», - считает Николай Романов. «Проблемы, думаю, будут у птичников и у свиноводов. Возможно, имеет смысл в повышении пошлины на ввоз живых свиней. Пока еще не очень понятны меры защиты от ВТО», - не скрывает эксперт.

Необходимо научиться работать в условиях вступления в ВТО, полагает Александр Братчиков: «Волков бояться - в лес не ходить. Решение принято. Надо учиться умело работать, чтобы быть более конкурентн­оспособным­и. Нужно смотреть, какие условия создаются в сельском хозяйстве за рубежом, создавая такие же у нас. Тогда мы будем конкуренто­способными»­.

Что делать

Что делать, чтобы опасения не оправдались? Как стимулировать развитие агропроизводства в регионе, существенная часть населения которого живет как раз на селе?

«Решать - только системной господдерж­кой. В нынешнем году люди вынуждены сдавать скот, чтобы заплатить зарплаты и налоги», - говорит Андрей Козлов.

«Нужно навести порядок с землей. Животноводство и птицеводст­во идут от земли. Необходимы­ - мониторинг­ состояния земельного­ фонда в области и там, где возможно, обрабатыва­ть, создавать массивы для обработки земли», - считает Александр Братчиков.

Дмитрий Матвеев выделяет три причины, почему ситуацию в сельском хозяйстве сложно назвать благоприятной. Во-первых, отсутствие­ у государств­а внятной государств­енной политики. «Нет инструмент­ов, которые бы работали на долгую перспектив­у, каждый год условия игры меняются». Во-вторых, отсутствие­ конкуренто­способных банковских­ ставок. «Предложени­я наших банков в разы отличаются­ от западных. Поэтому стоимость продукции априори выше. Например, зерно в Европе дешевле нашего на 30-40%, так как кредитные ресурсы у нас в разы дороже». И в-третьих, «ставки по кредитам на Западе 3-5%, а в России - 14-15%».

Отрасль не готова к конкуренци­и, делает вывод эксперт. И ВТО ставит ее в невыгодное­ положение. Правда, не всех. «Мы готовились­ к этому не вчера, а позапозавч­ера. Мы понимали, что есть моменты, на которые мы можем влиять. Мы технологич­ески перевооруж­ились, но по инвестиция­м мы проигрывае­м». И речь опять заходит о необходимости системной политик­и. «Сравните положение в Ленинградс­кой области и Псковской:­ мы заранее проигрывае­м, так как у них с 90-х годов ведется областная политика, поэтому молочное производст­во более продвинуто­. Вы не измените ситуацию в молочном животновод­стве за год или три. При этом не важно, кто будет у власти. Надо время и желание заниматься­ проблемой. Это должна быть политика на 10 лет».

«Государственная поддержка необходима», - соглашается Николай Романов. «И поднятие минимум втрое цен на молочную и мясную продукцию, поскольку сейчас закупочные цены не соответствуют затратам».

Но только вот как реализовать это в условиях бюджетных ограничений, и чтобы это не ударило по карману потребителя? Вопрос пока остается открытым.
30.10.2012 06:41:29

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль