Кожа да кости мясной России

Россия все больше впадает в зависимость от импорта мяса
За последние годы стране удалось отбрыкаться от "ножек Буша" путем жесткого ограничения ввоза курятины, однако с других фронтов подступила заграничная говядина и свинина. Их ввоз ежегодно растет, а все разговоры федеральных властей об импортозамещении оказываются похоронены в экономически неэффективной деревне. Как очередная подножка сельскому хозяйству расценивается вступление России в ВТО, которое обрушит пошлины на импорт мяса. На стороне зарубежных поставщиков - новейшие технологии и мощная государственная поддержка, за плечами российских аграриев - точки роста в отдельных регионах и... надежды на национальное авось.

Говяжья выжимка, или ни рыба ни мясо

Рынок говядины в России более чем на треть формируется из импорта. Ряд экспертов настаивает, что объем ввоза достигает 70% - с учетом того, что в Россию импортируется бескостная говядина, а отечественное мясо учитывается с костями. В той же Свердловской области общая доля ввозимой говядины (из-за рубежа и из российских регионов) достигает 90%.

О качестве отечественной говядины пока нет и речи. Мясное животноводство с советских времен развивалось как придаток молочного. В СССР доля мясных пород в общем поголовье составляла лишь 2%, сейчас - менее 1%. В Европе соотношение мясного и молочного животноводства составляет 50% на 50%, а в США и Южной Америке - 70% на 30%. В России на мясо идут бычки, родившиеся от молочных коров, а потом и сами буренки, когда из них "выжали" все молоко. За границей такому скоту прямая дорога на переработку для изготовления кормов.

Стадо крупного рогатого скота в России худеет не только в весе, но и количественно - примерно на 3% ежегодно. Сейчас оно составляет около 20,6 миллиона голов.

В январе-ноябре 2011 года в страну было завезено 561,7 тысячи тонн говядины - на 4,4% больше, чем годом ранее. "Если сегодня приостановить импорт говядины - мы моментально съедим все поголовье. Крестьянам будет даже выгодно избавиться от него", - заверяют мясопереработчики.

Цены на говядину с начала года выросли на 22%, за прошлый год удорожание составило вовсе 40%. Несмотря на это, для частных инвесторов мясной рынок малопривлекателен, поскольку вложить в него придется миллиарды, а окупаемость в животноводстве составляет порядка 10 лет.

Впрочем, дальновидные бизнесмены находятся, и выбирают они те регионы, где властями созданы вольготные инвестиционные условия. Например, в Челябинской области раскручивается проект по разведению племенного поголовья. Инвестиции в него превысят 3 миллиарда рублей. При этом из регионального бюджета будет направлено 550 миллионов на подведение инфраструктуры к коровникам, что является самым больным вопросом для российских инвесторов. Кроме того, правительство области предоставит льготы на аренду земли и гарантии под банковский кредит на 2,8 миллиарда рублей. В ближайшие пять лет поголовье планируется довести до 40 тысяч, и предприятие сможет стать вторым по величине в России. Предусмотрено и строительство убойного цеха, рассчитанного на производство 8-10 тысяч тонн мяса в год. В итоге уже сейчас в Челябинской области содержится 40% всех племенных герефордов России.

К созданию межрегионального племенного репродуктора намерены приступить и в Тюменской области. При этом региональные власти подходят к вопросу развития мясной отрасли системно. Они задались целью выстроить вертикально интегрированный комплекс, включающий все этапы - от репродуктора до перерабатывающего завода. Не останутся в стороне и личные подсобные хозяйства - их планируется привлечь к откорму молочных телят до полугодовалого возраста. Как показывают расчеты, чистая прибыль селян с откорма 30 телят должна превысить 200 тысяч рублей, а сельхозпредприятиям для выкупа животных по выгодной цене обещаны областные субсидии.

Российская свинья импортной не товарищ

В свиноводстве ситуация на первый взгляд более радужная. Окупаемость проектов в этой отрасли вдвое быстрее, чем в разведении коров, да и содержать свиней проще. Около 30% свинокомплексов России можно назвать высокоэффективными. Поголовье свиней достигло 18,8 миллиона голов, прибавив за год 10%.

Слабое место - сектор первичной переработки, находящийся в зачаточном состоянии. Так, в Свердловской области около 80 аттестованных боен, и практически все - 50-70-х годов постройки.

Импортная свинина, которая удерживает минимум четверть рынка России, стабильна по качеству и поступает в разделанном виде, отечественные же поставщики в основном предлагают полутуши. "Они поступают на переработку с раздробленным позвоночником - настолько сильно их прошибает электротоком, такое ощущение, что ломом дробили. В той же Германии свиней усыпляют углекислым газом, предварительно им устраивают теплый душ и сеанс классической музыки", - отмечает совладелец Полевского колбасного завода "ЧЕРКАШИН И ПАРТНЕРЪ" Александр Черкашин.

Если создавать разделочные площадки при мясоперерабатывающих заводах - конечная стоимость продукции резко возрастет. Местные производители свинины и без того проигрывают ценовую войну импорту, который сейчас диктует потолок цен.

Помимо импорта, российское свиноводство серьезно подкосила африканская чума свиней. Ситуация обострилась еще в 2010 году, в текущем году в зону поражения попал десяток регионов. Виной тому - халатное отношение к ветеринарным требованиям. Только в Курской области за это было наказаны 80% проверенных свиноводческих объектов и все 11 ветстанций, куда заглянули ревизоры. Африканская чума не представляет угрозы для человека, но чрезвычайно опасна для животных, поскольку не поддается лечению и вакцинопрофилактике. Остановить распространение вируса можно только уничтожив все поголовье в очаге заболевания и в радиусе 20 километров от него. Министерство сельского хозяйства РФ разработало программу по борьбе с чумой, потому что, как призналась глава ведомства Елена Скрынник, если не принять достаточные меры, Россия может потерять все поголовье свиней.

Мясо с политическим душком

Импортное мясо в Россию допускается по странному - страновому принципу. Общая квота распределяется между определенными игроками рынка. Острая нужда в квотировании наступила после того, как российский рынок утонул в импортной продукции, без ограничений хлынувшей в 1990-е годы. Правительство раскачалось до поддержки местных производителей только в 2003 году. Власти посчитали, в каких пропорциях мясо ввозилось ранее, и в соответствии с этим закрепили квоты. Такой однобокий подход не давал пробиться на рынок новым перспективным игрокам и не учитывал форс-мажор. Так, к примеру, в 2011 году большинство предприятий Бразилии (одного из основных поставщиков мяса в России) на 4 месяца отстранили от дел по ветеринарным соображениям.

Участники мясного рынка не видят оснований для странового деления - свободный выбор поставщиков позволил бы подыскивать более выгодные предложения и лавировать в случае ветеринарных запретов. К тому же существующая практика - поле для политического лоббирования и шантажа.

Очередным поводом для возмущения стало решение о вступлении России в ВТО. Соглашение пока не ратифицировано, и представители АПК пытаются достучаться до властей. Как отмечает президент агропромышленного холдинга "Мираторг" Виктор Линник, разумно было бы сначала поднять на конкурентоспособный уровень сельское хозяйство, а затем лет через десять вступать в ВТО, если она доживет до этого времени.

Условия вступления страны в ВТО до конца не разглашаются. По отрывочным данным можно судить о том, что российское животноводство будет подрублено импортом на корню. Ставки на ввоз товарного поголовья свиней снизятся с 40% до 5%, что собьет цены и, как следствие, инвестиционную привлекательность свинокомплексов. А снижение пошлины на ввоз субпродуктов с 25% до 15% зачеркнет и без того туманные перспективы вложения в глубокую переработку свинины. Соглашение на ввоз так называемой высококачественной говядины с 15%-ой пошлиной из США, Канады и Аргентины по сертификатам, выпускаемым самими экспортерами, позволит им сбрасывать обычные отруба в обход квоты по говядине, отмечает В.Линник. Ежегодные потери России эксперты прогнозируют в объеме 5-6 миллиардов долларов в год.

При высочайшем уровне развития технологий европейские фермеры прикрыты и надежным государственным тылом, в России сельхозпроизводитель - воин в чистом поле. Субсидии аграриям в странах ЕС достигают 45-50% стоимости произведенной ими товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70%, в России - лишь 3,5%.
29.12.2011 05:29:57

источник: rusbiznews.ru
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль