На что надеяться казахстанским животноводам?

Визит Премьер-министра Карима Масимова в Костанайскую область протекал на фоне проблем в животноводческой отрасли страны, которые посыпались на Казахстан в последнее время как из рога изобилия. Здесь и сибирская язва, и бруцеллез, как следствие - раз...
С чего начинали

А потому на совещание во главе с Премьер-министром были приглашены не только сельхозтоваропроизводители, но и представители отраслевых бизнес-объединений: Мясного союза Казахстана, Молочного союза, Союза птицеводов, а также Национальной палаты предпринимателей и холдинга «КазАгро». В Рудном, на территории молокоперерабатывающего предприятия ТОО «Лидер 2010», речь шла о мясе, молоке, производстве яиц и курятины, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».

Ранее представители Мясного союза уже озвучивали информацию о том, что отечественные производители мяса недополучили около 3 млрд. тенге из-за ограничения на ввоз казахстанской продукции в соседние страны. По данным организации, предприятия мясной отрасли Казахстана не могут экспортировать свою продукцию в Россию уже третий месяц. В мае 2016 года из-за падежа скота от пастереллеза в Актюбинской, Атырауской и Карагандинской областях Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз мясной и животноводческой продукции из Казахстана.

Чтобы изменить ситуацию, Мясной союз предлагает внедрить автоматизированную систему контроля за перемещением живого скота, ужесточить ответственность местных исполнительных органов по соблюдению правил идентификации животных и забоя скота, аттестацию убойных пунктов, усилить ветеринарных контроль на рынках.

А потом были зарегистрированы вспышки сибирской язвы в Карагандинской и Павлодарской областях. Они практически совпали с визитом инспекторов из Китая, которые решали: смогут ли отечественные производители экспортировать мясо в Поднебесную. Этот рынок настолько лакомый кусочек для Казахстана, что в случае положительного решения вопроса в Мясном союзе даже предположили, что при стабильных поставках в Китай казахстанские предприятия смогут отказаться от субсидий на говядину от государства. В планах на 2017 год значилась цифра 50 тысяч тонн говядины и 300 миллионов долларов выручки.

Но, как заметил Карим Масимов, китайский рынок откроется для агросектора Казахстана только тогда, когда РК решит проблемы с ветеринарией. Министр же сельского хозяйства Аскар Мырзахметов причиной всех бед отрасли назвал то, что в 2014 году ветеринарная служба в рамках разграничения полномочий частично отошла в ведение местной исполнительной власти: «Нужно нашим коллегам на местах усилить работу. Мы разработали план, цель которого - улучшить взаимодействие ветслужбы на местах с подразделениями Минсельхоза». Прозвучала также версия о том, что явно не все в порядке с качеством вакцинации скота, а также с условиями хранения вакцин на местах, из-за чего они теряют свою активность.

Пока же Казахстану остается одно: искать вместо России и Китая другие рынки сбыта. Кстати, доля России в экспорте мяса из РК занимает 99,5%.

К чему пришли

Ключевыми вопросами совещания в Костанае были привлечение инвесторов в отрасль и реализация ею экспортного потенциала. Однако, несмотря на радужные перспективы, животноводы все же просили у Правительства финансовой поддержки.

Да, в каком-то смысле животноводство - выгодная отрасль сельского хозяйства. Этот сектор в работе круглый год, и на фоне постоянных проблем в растениеводстве из-за сложных климатических условий, выглядит более стабильно. Поэтому, по мнению чиновников от Минсельхоза, именно эта отрасль призвана сыграть важную роль в диверсификации отечественной экономики.

Впрочем, есть ряд и внутренних проблем, которые мешают вывести отрасль на новый уровень развития. Порой кажется, что в отрасли отсутствует комплексный план развития, система. И от этого меры, предпринимаемые правительством в отношении развития животноводства, выглядят порой противоречиво. Взять то же разделение хозяйств: личное подсобное, фермерское, крупное производство. Кому из них сегодня помогает развиваться государство - непонятно. Кто из них нужен, кто в приоритете?

Так уж исторически сложилось, что личные подсобные хозяйства в Казахстане считаются эдаким способом занять безработного, но никак не существенным дополнением к крупным сельхозорганизациям. На самом же деле роль личных подсобных хозяйств куда более значима в продовольственном обеспечении страны. Ведь более 70% мяса и молока производится в частном секторе. В то же время перерабатывающие предприятия испытывают серьезный дефицит в сырье, поэтому их мощности загружены всего на 60%.

Чтобы развить личные подсобные хозяйства и использовать их потенциал в производстве продукции АПК, нужны деньги, поскольку частный сектор испытывает проблемы с оборудованием, инфраструктурой и прочими потребностями. Понятно, что у простого жителя сельской местности средств на такие приобретения нет. И теперь от «понимая всю сложность ситуации», государство решило поддержать мелкого фермера.

- Сейчас политика субсидирования отрасли животноводства в Казахстане такова, что меры господдержки могут получить только те, у кого стадо насчитывает не менее 400 голов скота. Теперь Правительство намерено пересмотреть условия предоставления дотаций. Чтобы на финансовую помощь государства могли рассчитывать не только крупные хозяйства, но и мелкие. Так что будут снижены критерии предоставления поддержки. Но для этого фермерам нужно будет либо объединиться и создать сельхозкооператив, либо открыть КХ или ИП, - пояснил заместитель руководителя управления сельского хозяйства Урал Нургазин.

Предполагается, что использование потенциала личных подсобных хозяйств позволит, что называется, одним выстрелом убить сразу несколько зайцев.

- Мы считаем, что поддержка личных подсобных хозяйств будет своевременной и необходимой мерой для их развития, поскольку это огромный потенциал для создания класса фермеров. Если мы будем увеличивать поддержку частных подворий, выдавая им дешевые кредиты, субсидии, земельные участки, мы сможем создать средний класс фермеров, которые будут обеспечивать жителей сел работой, а заводы - сырьем, которое в свою очередь будет перерабатываться и экспортироваться, - обрисовал перспективы председатель правления ОЮЛ «Мясной союз Казахстана» Максут Бактибаев.

Еще одна, и, пожалуй, не менее серьезная проблема - отсутствие кормовой базы. Полноценный рацион является важным показателем роста продуктивности животных. Однако Казахстан в силах накормить только половину имеющихся в стране буренок. Чтобы восполнить потребности, кормежку приходится завозить из других стран мира. К слову, только в прошлом году фермеры потратили почти семь млн. долларов на импорт витаминных добавок и премиксов. И сегодня эта проблема актуальна как никогда. Ведь в ближайшее десятилетие страна намеревается в разы нарастить поголовье скота.

Новость на Казах-зерно:- Сегодня потребность в грубых кормах составляет 25 млн. тонн, а в концентрированных - 5,3 млн. тонн, что составляет 60% от общей потребности, а фактическое производство сенажа и силоса у нас составляет 50% от необходимости, - отметил министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов. - Одним из путей решения этой задачи является полное использование потенциала имеющихся в Казахстане комбикормовых заводов, которые сегодня загружены лишь на 40%. Если использовать все мощности, то можно дополнительно произвести 1,5 млн. тонн комбикормов. Поэтому необходимо направить диверсификацию структуры посевных площадей на максимальную загрузку этих заводов и привязать механизм господдержки на приобретение и использование комбикормов.

Ничуть не лучше ситуация с кормами и в птицеводстве. Дело в том, что из года в год повторяется ситуация, когда отыскать на рынке фуражное зерно практически невозможно. Сегодня его стоимость достигает 50 тысяч тенге за тонну при условии, что его еще нужно найти. Создать свои резервы у фермеров не получилось. Если раньше в решении этого вопроса помогала Продкорпорация, продавая корм по фиксированной цене, то в прошлом году и там цены были просто неподъемными, поэтому такая помощь оказалась ненужной. И выход из этой ситуации птицеводам видится один: государственная поддержка пришлась бы весьма кстати.

- В связи с дефицитом фуражного зерна возникло его удорожание, в результате чего резко увеличилась себестоимость выпускаемой нами продукции. И мы просим Правительство рассмотреть возможности решения вопроса по частичному субсидированию фуражного зерна, поскольку сегодняшняя его стоимость просто неподъемна для нас, - сказал президент АО «Север-птица» Константим Мякотин.

Что будем делать?

Тут совещание плавно перешло к обсуждению темы субсидирования, правда, обсуждали недолго. Потому как до сих пор еще не ясно, что и в какой степени субсидировать. Сошлись, пожалуй, в одном: раз ситуация с кормами такая аховая, то субсидировать их и будут… И это, несмотря на то, что вопросы субсидирования, пожалуй, самые наболевшие не только для отрасли животноводства, но и для растениеводства тоже.

- К сожалению, мы видим, что выращивание многих культур было сокращено, поэтому сейчас при Минсельхозе создана рабочая группа, которая вырабатывает предельные механизмы. Скорее всего, будет принят дифференцированный подход, поскольку нужно учитывать специфику каждого региона по производствам. И мы постараемся учесть, что на производство кормовых культур погектарные субсидии все-таки понадобятся, - сказал Мырзахметов.

Подводя итоги совещания, глава Кабмина заверил, что все озвученные проблемы будут приняты к сведению.

- Все просьбы и предложения мы проработаем до 1 сентября, а затем еще раз соберемся, но уже в Астане. Хочу отметить, что мы хотим кардинально изменить ситуацию в части субсидирования и налогообложения с учетом заданных вами вопросов. Это позволит увеличить эффективность животноводческой отрасли и сельского хозяйства в целом, - подытожил Карим Масимов.

Что ж, будем ждать 1 сентября. Только хотелось бы больше конкретики, совместно принятых решений. Чтобы не получилось, как с земельным вопросом, когда «мы посовещались, и я решил». А то опять осенью цыплят не досчитаемся.

Александр Томилин
15.07.2016 04:03:24

источник: ИА Казах-зерно
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль