У руководителей сельхозпредприятий появляются упаднические настроения

Через несколько недель в Читинской области начнутся весенне-полевые работы. Готовность региона к посевной, общее состояние агропромышленного комплекса области в беседе с корреспондентом ИА REGNUM охарактеризовал председатель постоянного комитета агра...
ИА REGNUM: Виктор Алексеевич, каково состояние читинского АПК на сегодня?

Ситуация в агропромышленном комплексе, безусловно, тяжелая. Особенно в этом году: финансирование подраздела "Сельское хозяйство и рыболовство" в областном бюджете резко сократили. Если по другим статьям сокращение составило 10-15%, то сельское хозяйство "урезали" на 20%. То есть сильнее всего ударили по слабому месту. В связи с этим серьезная тревога возникла уже в начале бюджетного года - каким образом крестьяне будут сеять и будет ли вообще что сеять. Большие сложности возникли с областным фондом семян, с поиском материально-технических ресурсов на проведение весенне-полевых работ. Мы провели консультативный совет по аграрной политике при губернаторе и депутатские слушания, на которых решили главную проблему - нашли источник финансирования весенне-полевых работ. Это коммерческий кредит во "Внешторгбанке" под 14% годовых. Сумма его составляет 106 миллионов рублей. Учитывая, что оператором этих денег будет ГУП "Читинское продовольствие", которое возьмет свой комиссионный процент в размере 3-4%, крестьянам придется работать под 18-19% годовых. Экономически это малоэффективно. Поэтому мы предпринимаем попытки получить через Москву опережающий бюджетный кредит. Если это удастся сделать, то мы используем его вместо коммерческого кредита на проведение весенне-полевых работ. Если нет, то будем решать с администрацией области вопрос о субсидировании двух третей процентной ставки коммерческого кредита за счет средств областного бюджета. Если мы получим неплохой урожай, а я не исключаю этой возможности, то мы пойдем на увеличение закупочной цены на сельхозпродукцию при закупке в региональный продовольственный фонд. Таким образом, мы минимизируем часть издержек.

Сегодня у нас нет дотаций на закупку молочной и мясной продукции. Скажем, если у человека на личном подворье пять коров, то дойных он держит всего три. Если мы гарантируем людям закупать у них молоко и в дальнейшем, при этом повышая закупочную цену, то они готовы довести количество дойных коров до пяти. Если крестьянин при этом будет получать живые деньги, то у него появится стимул эти деньги зарабатывать. А сегодня с крестьянином рассчитываются горюче-смазочными материалами и прочим. Надо искоренить эту практику. То же самое касается и крупных хозяйств. Я имею в виду сельскохозяйственные артели, коллективные хозяйства, которые еще остались. Если мы увеличим объем сельхозпродукции, то перерабатывающая отрасль снизит себестоимость, следовательно, мы сможем повысить свою конкурентоспособность на продовольственном рынке. Таким образом, мы можем вытеснить завозную сельхозпродукцию, которая сегодня превалирует на рынке. Это выгода и для крестьян, и для людей, и, что самое главное, для бюджета. Это закон экономики - чем быстрее деньги оборачиваются, тем устойчивее финансово-кредитная система.

ИА REGNUM: Вы говорите о 106 миллионах кредитных денег. А сколько всего будет затрачено на весенне-полевые работы?

150 миллионов рублей. Еще 44 миллиона мы нашли в областном бюджете.

ИА REGNUM: На что направлена законотворческая деятельность областной думы, призванная способствовать стабилизации АПК области?

В нашем регионе так сложилось, что работа агропромышленного комплекса регламентируется областными целевыми программами. Целевых программ в области очень много - почти 80. Ежегодно к финансированию принимается только 15-20% от их общего количества. Мы с коллегами по комитету решили создать законодательную базу для того, чтобы село в условиях жесточайшего кризиса могло работать, а в перспективе и развиваться. В отличие от программы, закон администрация не вправе приостановить - уже необходимо согласие областной думы.

Первый закон, который мы будем принимать на апрельской сессии, называется "О государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей при страховании сельскохозяйственных структур". В чем его суть? Чита - это зона рискованного земледелия. Посеяв и ничего не собрав, крестьянин терпит сплошные убытки. Мы на региональном уровне берем на себя обязательство уплаты половины суммы страховки. Если, не дай бог, будет неурожай, то компенсацию издержек крестьянин всё-таки получит. Таким образом, снижаются экономические риски, появляется какая-то устойчивость в работе.

Вторая проблема - кадровая. Она есть во всех отраслях, но на селе она обострена до предела. Поэтому второй законопроект, который мы будем принимать во второй половине года - о мерах государственной поддержки по закреплению специалистов в агропромышленном комплексе. Будем закладывать экономические и социальные меры для того, чтобы молодой специалист имел стимулы для работы на селе.

Сейчас наступил этап, который я называю психологической усталостью. Речь идет о руководителях сельхозпредприятий, которые работают по 15-20 лет. У них от безысходности появляются упаднические настроения. Вот это самое страшное. За годы реформ люди разуверились во всем. Если старшее звено, которое работало не за страх, а за совесть, уйдет, то замены достойной им не будет. Это при том, что учебные заведения, тот же аграрный институт, над развитием которого мы работаем, накопили неплохую материально-техническую базу и имеют хороший профессорско-преподавательский состав. Другое дело, что когда встречаешься со студентами и спрашиваешь их, возвратятся ли они в село, 80% прячут голову в парту - возвращаться они не собираются. Так что главный вопрос - социальные условия жизни на селе. Мы и во времена Советского Союза говорили и сейчас говорим - бытиё определяет сознание. Человек живет там, где ему комфортно, потому надо создавать условия.

И еще о законопроектах. На следующий год, когда будет проведена кадастровая оценка всех земель, когда будет проведено размежевание земли, надо будет думать о законе, который регулировал бы размер платы за земли сельхозназначения.

ИА REGNUM: Мы говорили об областных целевых программах. Насколько, по-вашему, высока их эффективность?

Программы сами по себе хороши, они красиво написаны, но они не финансируются и поэтому работа идет только на бумаге. У нас в области, повторюсь, - под 80 программ. Федеральный бюджет финансирует исполнение федеральных программ только в том случае, если существует аналогичная областная программа и она финансируется из областного бюджета. Раньше половину финансирования программы брал на себя областной бюджет, половину - федеральный. Понемногу Москва стала сворачивать эту помощь, и сейчас федеральный бюджет перечисляет на эти программы копейки. В итоге, большинство программ финансируются в размере 10-15%. В такой ситуации огромное их количество не приносит никакой пользы. Легче создать одну-две программы, включить всё в них подразделами и поэтапно их выполнять. На мой взгляд, обилие программ распыляет силы и средства.

ИА REGNUM: Сколько всего средств запланировано в областном бюджете 2005 года на сельское хозяйство?

361 миллион рублей. По сравнению с 2004 годом эта сумма сократилась на 20% несмотря на кризис на селе. Мои впечатления от поездок по районам: крестьяне не просят больших денег, реально оценивая ситуацию. Есть ведь предубеждение, что деньги, выделяемые на сельское хозяйство, закапываются в землю. А ведь 80% бюджетных средств выделяются на возвратной основе. Коммерческий кредит крестьянам сегодня не по силам. У многих хозяйств нет залога, под который банки готовы давать кредит. В итоге остается бюджетное кредитование на возвратной основе. Мы стараемся убеждать руководителей хозяйств в том, что деньги надо отдавать. Тогда будет больше шансов продолжить бюджетное кредитование.

ИА REGNUM: Понятно, что 361 миллион - это мало. А сколько, по вашим оценкам, было бы достаточно?

Ежегодно лет пять области необходимо вкладывать в сельское хозяйство от 650 до 800 миллионов рублей. При этом стоит ряд задач. Первая - обновление машинно-тракторного парка. Старые машины убыточны - они больше сжигают горючего, требуют гораздо больше запчастей и так далее. На новой технике работать лучше. Вторая проблема - кадровая. Я об этом говорил. Кроме этого, необходимо создать такой механизм работы, чтобы крестьяне могли получать кредиты. Я думаю, что если цивилизованно пройдет внедрение земельного кодекса, когда земля станет полноценным субъектом рынка, то ситуация изменится.

Справка ИА REGNUM: Останин Виктор Алексеевич. Родился 1 января 1951 года в г. Хилок Читинской области. После окончания в 1977 году Читинского политехнического института был призван на службу в Комитет государственной безопасности СССР. После окончания Высших курсов КГБ СССР в 1978 году был откомандирован для прохождения службы в УКГБ СССР по Читинской области. Прошел путь от оперуполномоченного до начальника Регионального Управления ФСБ Российской Федерации по Читинской области. Воинское звание - генерал-майор запаса. Награжден юбилейными медалями "60 лет Вооруженных Сил СССР" и "70 лет Вооруженных Сил СССР", ведомственными наградами: знаком "Почетный сотрудник контрразведки", медалями "За безупречную службу", "За отличие в военной службе". Избирался депутатом Читинского городского совета народных депутатов. Был избран в областную думу третьего созыва (2000-2004 г.г.), замещал должность первого заместителя председателя областной думы. В областной думе четвертого созыва избран председателем постоянного комитета аграрной политики.
06.04.2005 09:16:46

Неверное имя пользователя или пароль
e-Mail
Пароль