Спасти свиноводство

Вадим Варшавский, генеральный директор ООО УК «Русский агропромышленный трест», поделился своим мнением о ситуации в отечественном свиноводстве с изданием "ПродМаг"
Возможно, от того, что происходит в отечественном свиноводстве, начиная с 22 августа 2012 года – первого дня членства России в ВТО – государство смогло извлечь какую-нибудь пользу в иных отраслях экономики или в политике. В таком случае у одномоментного сокращения ввозной пошлины на живых свиней в 8 раз появляется хотя бы некое подобие логического объяснения.

Ну, например, такая версия. Со сбытом в европейском свиноводстве были определенные трудности. Мы им дали реализовать свою продукцию свиноводства на нашем рынке, сбросить давление, так сказать. Они за это, скажем, согласились терпеть и дальше дороговизну нашего газа или хотя бы закрыть глаза на что-нибудь остро-политическое.

Дефицита товара на российском потребительском рынке на момент вступления нашей страны в ВТО не было и в помине, цены на свинину не росли так, чтобы стоило их сбивать. Да и для решения острых социальных проблем – если бы они и были — имело бы смысл впускать в страну мороженую свинину из Бразилии. Она, по крайней мере, оставила бы отечественным производителям возможность развивать сегмент не мороженного глубоко разделанного свиного мяса. Но как раз мороженый товар попросили подождать у границы, а это максимально выгодно европейцам и максимально невыгодно для россиян.

Ну, возможно, все было и не так. В ситуации, когда никто из высоких чиновников не потрудился объяснить, зачем нужно уничтожать рост в отечественном свиноводстве, мы можем лишь строить догадки. Пока не всплывет документ, который и прольет, возможно, свет на эту историю.

Как бы то ни было, эксперты, в том числе и на ПродMagе, практически с первого дня нашего вступления в ВТО прогнозировали драматическое развитие событий в свиноводстве. В Минсельхозе как будто бы обещали десятки миллиардов рублей дополнительно на сельское хозяйство в этом году, но пока не отдали и того, что обещали в прошлом. А в свиноводстве, тем временем, ничего не меняется к лучшему, на сей раз свидетельствует генеральный директор ООО УК «Русский агропромышленный трест».

Вадим Варшавский: Условия, на которых Россия вступила в ВТО, долгое время держались в секрете. Даже депутаты Государственной Думы только в последний момент узнали эти условия. Стало понятно, что Россия вступила в этот союз на абсолютно неприемлемых условиях. Я не противник Всемирной торговой организации, она основана на разумных началах, но строится по признаку гегемонии — страны, опережающие в развитии, диктуют свои условия другим.

В итоге, если сравнить эту ситуацию с футболом, игрокам нашей команды запрещено играть правой ногой, и ворота у нас в четыре раза больше, чем у наших визави. Поэтому это не футбол, а побоище. Цены на свинину рухнули на 40 процентов: с 95 рублей за килограмм до 65. Казалось бы, для потребителя это хорошо. Потребителю нужно есть много свинины, особенно молодым, подросткам, людям тяжелого физического труда и военным. Ведь свинина – основной поставщик белка в организм, в килограмме свинины белка в три раза больше, чем в килограмме говядины. Но что мы видим в магазинах? Там цены остались прежними, от 300 до 500 рублей за мясо с косточкой.

Мало того, в страну с отменой квот хлынула мясная некондиция. Почему?
Разве может быть цена ниже 70 рублей за килограмм живого веса? Свиноводство — это производное от растениеводства. Образно говоря, мы корм конвертируем в мясо. Не может килограмм мяса стоить 2 евро. Поэтому, когда нам завозят мясо дешевле 60 рублей, становится понятно, что, во-первых, оно бросовое, его нельзя было реализовать на рынке тех стран, из которых его поставляют, а, во-вторых, его производство субсидируется.

Тогда наш футбол превращается в регби, где наши оппоненты стоят защищенные, они могут играть и руками, и ногами, а мы просто капитулируем.

Итак, мы вошли в ВТО на неприемлемых условиях. И как потом поступили со своими производителями? Квоты покупают подставные компании (и на этот счет уже было два уголовных дела). Продолжая аналогию с футболом, оказывается, что мы не только можем играть исключительно левой ногой, — в нашей команде мы запрещаем игрокам вообще играть. Это может привести только к полному разорению сельхозпроизводителя – от фермеров до крупных агрохолдингов.

За период с 1992 по 2005 годы производство свинины сократилось в стране почти наполовину, а промышленное производство свинины упало в четыре раза. Затем, благодаря разумному таможенно-тарифному регулированию, субсидированию инвестиционных кредитов и налоговым льготам промышленное производство выросло к 2012 году в 3,5 раза. Рентабельность в секторе составляла в среднем 25 процентов, доходность позволяла рассчитывать на окупаемость проектов в течение 7-8 лет.

Были созданы современные свинокомплексы индустриального типа, использующие последние достижения генетики, технологии кормления и содержания свиней беконных пород, получили возможность для развития комбикормового производства, мощностей по убою и переработке свинины, логистике, дистрибуции и так далее.
И только мы вдохнули свободнее, как случился обвал. Мы вступили в ВТО. Уже в сентябре-декабре 2012 года ситуация в отрасли драматически изменилась.

На отечественный рынок хлынул нерегулируемый поток дешевой, не всегда качественной свинины. Цены реализации свинины упали до величины ниже себестоимости. Предприятиям стало не хватать оборотного капитала, чтобы покупать корма, платить за потребляемые ресурсы. Рентабельность изменилась с 20-25 процентов прибыльности до 15-20 процентов убытка. В отрасли уже остановлены инвестиционные проекты на общий объем производства около 300 тысяч тонн.

Данные по отрасли за январь-февраль этого года подтверждают динамику цен на рынке и скатывание к кризису. Многие предприятия не смогут существовать в таких условиях, вынуждены будут свертывать производство, а значит выкидывать на рынок новое объемы свинины, которые мясокомбинаты будут не в состоянии переработать. Когда отечественной отрасли свиноводства в РФ не будет, цены на импортную свинину, вероятно, возрастут.

Нужны меры со стороны государства — как срочные, чтобы дать предприятиям отрасли продержаться до лета (до нового урожая), так и долгосрочные, системные, чтобы избежать подобных явлений в будущем.
11.03.2013 06:02:15

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль