Инвестиции в будущее села

В словаре Ожегова слово «инвестировать» разъясняется как: «вложить капитал в предприятие, находящееся за пределами страны, за границей».
Но в последнее время слово это, похоже, меняет смысл, инвестициями все чаще обозначают и капитальные вложения муниципальных образований, бизнесменов, хозяйств, банков в расширение и развитие производства и социальной сферы, причем, у себя на родине.

А потому, подъезжая к стройному ряду вместительных корпусов Тотурбийкалинской птицефабрики, размышляю над тем, как назвать братьев Мустафаевых Абдулазиза, Арсланали, Солтанали, усилиями личных подсобных хозяйств которых создано масштабное предприятие, ощутимо влияющее на экономическую и социальную жизнь не одного только этого села, а всего Хасавюртовского региона, – доброделателями, меценатами, инвесторами, патриотами.

Надо же, рисковать ради птицефабрики возможными потерями доходов, личных средств, вырученных от реализации недвижимости. А ведь в начале ничего не было, кроме идеи и наказа отца Отархана помочь односельчанам, обеспечив их работой и зарплатой. Но потом вспомнил, что село носит имя неутомимого труженика Тотурбия и жители его способны по достоинству оценить то, что сделано Мустафаевыми.

Скрипнули тормоза машины, и вышедший из салона молодой человек сказал: «Думаю, вы тот, о ком мне звонили. Я один из хозяев птицефабрики, Арсланали. Работу предлагаю начать с обхода цехов. Пообщайтесь с птичницами, специалистами, посмотрите производство».

И вот, надев халаты и резиновую обувь (порядки здесь строгие), мы пошли к цехам.

- Бизнес начали в 2001 году, - рассказал на пути к первому цеху Арсланали Отарханович. – Купили у местного хозяйства старые шесть корпусов бывшего молочного комплекса. Развернули работы по его реконструкции. Было обидно, в стране не нашлось заводов и фабрик, предлагающих для продажи современное насосное, вентиляционное, отопительное, кормозаготовительное оборудование, охладители. Пришлось купить и смонтировать турецкое.

Для этого реализовали недвижимость семьи в Махачкале и Ростове-на-Дону, брали деньги в долг у родственников. В первые четыре-пять лет семьи были вынуждены отказаться, порою от самого необходимого, но в банки или к ростовщикам за кредитами ни разу не обращались.

В 2006 году наконец запустили часть производства по выращиванию бройлеров. Появились кое-какие доходы. Начали строить дополнительно шесть корпусов, четыре из которых уже ввели в эксплуатацию. Сегодня на фабрике постоянно содержатся более 70 тысяч голов птицы, в прошлом году поставили на рынки Хасавюртовского и соседних с ним районов Чечни порядка 300 тысяч тушек птицы весом от 2 до 2,2 килограмма.

И вот мы в первом цехе. Нас встретили птичницы мать и дочь Коркмасовы, которые выхаживали большое количество цыплят недельного возраста. Сразу замечаю: воздух в вентилируемом помещении, пожалуй, чище, чем на улице.

- Мы очень благодарны этим ребятам, - сказала Риза Коркмасова. - Благодаря им около 50 семей имеют средства на жизнь, и еще большему числу семей предприятие продает на доращивание цыплят и корма для птицы, то есть предоставило возможность участвовать в птицеводческом бизнесе.

По пути к четвертому корпусу разговор продолжился. Хозяин рассказал о том, что бройлеров выращивают в течение 45 суток. Потом ведем забой птицы, реализуем мясо и одновременно продолжаем работу по подготовке освободившегося цеха к новой посадке птицы. Последнее дело нелегкое, так как надо соблюсти санитарно-гигиенические требования. Встретили главного зоотехника Людмилу Мусаеву, которая довольна работой и зарплатой. В самом цехе, где содержалась птица тридцатидневного возраста, подметали полы.

Еще ни одна группа птицы не подоспела к забою, потому и убойный цех в этот день пустовал. И здесь отмечу, хотя производство сложное, ручное, так как мясо птицы должно быть халал (дозволенным к употреблению), царят чистота и порядок. Остатки от обработки птицы сжигают в крематории. На огромной площади вокруг птицефабрики нет ворон, потому что везде очень чисто.

Потом мимо грохочущего кормоцеха проходим в святая святых птицефабрики – инкубаторную, мимо стройных рядов инкубаторов, в кабинет операторов Азнавура и Кадыра Умахановых.

- Работаем сутки, двое отдыхаем, - рассказали они. - Дело требует внимательности, сноровки, но хорошая оплата труда стимулирует.

Далее вместе с подошедшим Солтанали Мустафаевым заходим к заведующему инкубатором Айдину Инивову, который с Арсланали Мустафаевым в тот момент разбирал итоги очередного вывода птенцов. Из 15 тысяч заложенных 21 день тому назад в инкубаторы яиц выведено 13625 цыплят. «89 процентов вывода, хороший результат», - пояснили мне.

Из разговора выяснилось, что бройлерное яйцо, бывает, закупают и в одном из белорусских птицеводческих предприятий. Но и сами на месте производят их. На фабрике есть свои племенные стада кур (восемь тысяч голов), завезенные из Франции. Кстати, Тотурбийкалинскую птицефабрику уже знают далеко за пределами нашей страны. Ее руководителей приглашали на международные семинары в 2008 году в Египте и в начале октября текущего года в Тунисе. С последнего, где присутствовало 160 предприятий РФ, привезли почетную грамоту «За активную работу по реализации генетического потенциала кур родительских стад кросса Хабард-ф».

Выведенных в этот день на инкубаторе цыплят, здесь рассказывают, с нетерпением ждут как в одном из своих корпусов, так и в нескольких десятках фермерских хозяйств Бабаюртовского, Хасавюртовского, Буйнакского районов республики, соседней Чечни. В последнее время за цыплятами сюда приезжают и из Астраханской области.

Беседа с птицеводами продолжилась в конторе птицефабрики за чашкой кофе.

- На многих птицефабриках, в том числе и в Дагестане, в течение года успевают вырастить и забить на мясо по 6-6,5 партий бройлеров. – А у вас всего четыре? – интересуюсь я.

- Зато живой вес нашей птицы 2,9 килограмма, а у них всего 1,9 кг, – отвечают собеседники, – потому что они откармливают птицу 33-34 дня, а мы – 45 дней.

В период руководства районом А.Алхаматовым предприятию выделили на сезон 400 гектаров пашни, где птицеводы вырастили зерно. А теперь хозяева земли сами, бывает, даже не обрабатывают пашню, но за аренду земли требуют куда больше денег. Возникают сомнения в рентабельности производства отчасти и потому, что конкуренция на рынке птицеводческой продукции очень жесткая.

Есть и другая проблема. Нужен цех по глубокой переработке мяса птицы. Предполагают коптить мясо, выпускать колбасы. Старший брат Абдулазиз Мустафаев в настоящее время ищет оборудование для такого цеха в Ростове.

Вот так работают, зарабатывают, и вкладывают в дело, которое обеспечивает занятость людям, возможность помочь в социальном обустройстве села. Уверен, что благое дело и дальше будет сопровождать успех. Особенно обнадеживает внимание властей – недавний приезд министра сельского хозяйства РД Сатмира Амирова, слова главы района Джамбулата Салавова о готовности помочь предприятию работать эффективно.
27.10.2010 12:33:07

источник: Дагестанская правда
Неверное имя пользователя или пароль

Вход