Что будет с тепличными хозяйствами Армении?

Нынешней осенью цены на помидоры подорожали слишком рано и довольно ощутимо. Если в прошлом году их розничная цена была равна 400-500 драмов за килограмм, то в этом сезоне она зашкаливает за 700-800 драмов. Объясняют это тем, что помидоров вообще мал...
– Действительно, болезнь эта пришла к нам из Турции. Но не с семенами — они не могут быть переносчиками болезни, а с тепличными помидорами, завезенными весной этого года. Вы можете спросить, как может привозной помидор заразить местных “собратьев”? Дело в том, что прежде, чем отправить в оптовую и розничную торговлю привозной товар, его перекладывают в местную тару (чтобы выдать турецкие помидоры за отечественные), которая используется также при перевозке армянских помидоров. Эти ящики вполне могли стать источником заражения.

– Насколько велики площади поражения этой болезнью?

– По свидетельству сотрудника карантинной службы, энтомолога нашей ассоциации З.Манукяна, в Масисском районе для открытого грунта уже объявлен карантин. Болезнь зафиксирована и в других районах. Крестьянам приходится выкорчевывать и сжигать помидорные кусты с довольно больших участков. Распространилась томатная моль и на многие тепличные хозяйства. Некоторые фермеры пытаются бороться с ней лекарственными средствами, но многие вынуждены просто выкорчевывать рассаду. Словом, бесконтрольный ввоз турецких овощей, о котором мы говорили все последние годы, аукнулся нам этой напастью.

– Поговорим о других проблемах отрасли. Над чем сейчас работает ваша ассоциация?

– Совместно с английским инвестиционным фондом BAKER TILLY Armenia готовим программу развития тепличного хозяйства в Капане. Этот фонд разрабатывает и представляет различные программы и проекты для зарубежных инвесторов. Так вот, проект предусматривает создание тепличного хозяйства площадью 0,5 га и скотоводческой фермы на 200 голов крупного рогатого скота. Насколько мне известно, англичанам уже удалось найти инвестора в США, готового вложить в проект требуемую сумму, а это, согласно предварительным расчетам, около 1 млн долларов. Кредит фермер будет погашать в течение нескольких лет под вполне приемлемые 8% годовых.

– Вы говорили, что за последние годы к вам обращались многие потенциальные инвесторы, в том числе из России, Голландии, Китая, они были готовы вкладывать десятки миллионов долларов в создание сотен гектаров тепличных хозяйств в различных регионах страны. Но узнав, что им придется выплатить НДС в размере 32% от основной суммы, разочаровывались и уезжали из Армении. Не ожидает ли подобная участь вашего английского партнера?

– Вы правы, таких примеров было немало. Российская организация “Росагролизинг”, намеревавшаяся вложить в развитие отрасли немало денег, рассуждала примерно так: мы вкладываем деньги в новое производство, создаем рабочие места, даже готовы в качестве оплаты за сданную фермеру “под ключ” теплицу брать не деньгами, а продукцией, тем самым обеспечить ее реализацию. Но почему должны выплачивать еще и большие проценты?

Что касается BAKER TILLY Armenia, то об этой проблеме она прекрасно осведомлена. Надеемся, что этот закон будет отменен. Мы обратились в Министерство сельского хозяйство с просьбой пролоббировать его отмену. Должен сказать, что впервые ведомство отнеслось к проблеме со всей серьезностью и обещало войти с этим вопросом в правительство и парламент.

– То есть успех совместного проекта с англичанами возможен лишь при условии отмены этого закона?

– Да. В противном случае ни один инвестор не согласится вкладывать деньги. Надеюсь, что этот грабительский закон все же будет отменен, и отрасли будет дана возможность развиваться.

– Какие еще проблемы вы можете назвать?

– Вот одна из них. В начале каждого отопительного сезона фермеров принуждают вносить предоплату за используемый газ. Да, по закону, и это прописано в двустороннем документе, “АрмРосгазпром” имеет право требовать у потребителя предоплату в размере 50% от среднемесячного объема потребляемого им газа. Но на практике эта организация вымогает значительно больше. Например, у одного из владельцев теплицы в селе Харберд Араратского марза в качестве предоплаты недавно потребовали 2,6 млн драмов, в то время как в среднем он потребляет в месяц топлива примерно на 3 млн драмов. А по закону, повторяю, может быть востребовано не более половины этой суммы, и то в случае, если потребитель является недобросовестным плательщиком и имеет долги. Причем предложение о “добровольной” предоплате делается потребителю не официально, в письменной форме, а телефонным звонком. Недавно телекомпания “Мир”, готовившая передачу о проблемах в тепличных хозяйствах, попросила меня устроить встречу с кем-нибудь из фермеров. Но ни один из них не согласился — фермеры вполне резонно опасались, что в отместку им могут вообще перекрыть газ, как это случалось с другими владельцами теплиц.

Кроме этого, есть проблема и с низкой калорийностью потребляемого газа. Причем этот коэффициент с каждом годом снижается. Приведу конкретные цифры. Если в прошлом отопительном сезоне (2010-11 гг.) для обогрева теплицы площадью в 2 тыс. кв. м фермер затрачивал около 70 тыс. кубометров газа, то в прошлом сезоне (2011-12 гг.) — 107 тыс. кубометров, т.е. в полтора раза больше. Так что даже без поднятия цены на топливо оно так или иначе обходится фермерам дорого. Вот и разоряются многие хозяйства, особенно мелкие и средние.

– Кстати, о цене на газ. Не секрет, что в будущем году расценки вновь поднимутся. Что предпринимает ассоциация, чтобы не зависеть от прихоти газового монополиста?

– Пытаемся найти альтернативные источники энергии, внедрять более дешевые технологии обогрева теплиц. В одном из хозяйств села Акунк Котайкского марза осенью прошлого года впервые применили метод обогрева теплицы инфракрасными лучами. Это достаточно известная технология, давно применяемая во многих странах. А привез ее в Армению наш соотечественник, лет 20 проработавший в Тунисе. Он там производил эту технику по американскому патенту. Теперь, вернувшись на родину, решил внедрить ее здесь. Хозяйство в селе Акунк стало своего рода испытательным полигоном. Если технология себя оправдает, то можно будет рекомендовать ее другим фермерам.

– Насколько высок ее КПД по сравнению с газовым обогревом?

– При нулевой температуре на улице она обеспечивает в теплице минимум 15 градусов. Работает установка на электричестве. Если учесть, что теплицы обогреваются в основном по ночам, в самый мороз, а ночной тариф на электроэнергию значительно дешевле, то уже налицо экономия средств. Другое отличие — если газовая котельная обогревает в теплице воздух, то инфракрасные лучи нагревают непосредственно почву и растения. Словом, КПД этой технологии высокий. Уже сейчас можно сказать, что этот метод позволит сэкономить примерно 20-30% средств на обогрев.

Стараемся запастись и другими альтернативными источниками энергии. Это могут быть топливные брикеты из пресованных опилок. И эта технология не нова и давно используется в мире. Топливные брикеты прессуются особым способом и, в отличие от простых дров, обеспечивают при сгорании гораздо более высокую температуру. Мы собираемся привезти в Армению оборудование для производства опилок, причем производиться они будут из сучьев и отходов санитарной обработки леса. Опилки будут производиться централизованно, а уже каждый фермер будут покупать опилки и сам изготавливать брикеты на небольшом прессовочном станке. Это обойдется значительно дешевле. Для производства брикетов можно использовать и торф. Недавно к нам обратилось руководство одной из московских компаний, специализирующейся на таком производстве. Оно интересовалось, насколько востребованной будет эта продукция, если они организуют в Армении производство торфяных брикетов. Мы провели опрос среди наших фермеров и заверили, что спрос будет.

– Когда речь заходит о высоких ценах на энергоносители, государство советует фермерам применять новые технологии и современное оборудование. Но в то же время ничем не содействует этому, наоборот, непомерными налогами делает невозможным импорт этих технологий…

– Скажу больше. Когда мы попросили представителя польской компании, у которой собираемся приобрести оборудование для производства опилок, снизить цену на свою линию, он удивился и сказал, что для Армении они и так определили предельно низкие расценки. А когда мы ему объяснили, что нам придется выплатить еще и налог в размере 32% от стоимости ввезенного оборудования, он сказал буквально следующее: “У вас что, правительство грабит собственных производителей?”

– Есть ли выход из этого замкнутого круга?

– Выход, как я уже отмечал, в отмене налоговых поборов. Есть и другой вариант — помочь местным компаниям производить необходимое оборудование. Хотя бы те же элементарные конструкции для теплиц. Не так давно отечественная компания “Оникс” пыталась организовать производство базальтовых волокон из местного сырья, а на их основе наладить изготовление различных изделий, в том числе тепличных конструкций. Легкие и удобные, они были бы намного дешевле привозных. Но государство предпочло помочь не местному производителю, а заключить сделку с китайской компанией.

– Когда-то Армения была одним из основных постащиков цветов на российские рынки. Как обстоит с этим сейчас?

– К сожалению, мы растеряли свои позиции в этом направлении. Хотя возможность вернуть утраченное еще есть. Это касается не только рынков России. Но необходимо, чтобы государство отнеслось к проблеме не с позиции сиюминутной выгоды, а более дальновидно. Объясню мою мысль. Дело в том, что 32%-ый налог распространяется не только на привозные технологии, конструкции и различное сырье, но и на посадочный цветочный материал. Мне известно, что представители крупнейшей голландской аукционной организации, поставляющей свою продукцию по всему миру, заинтересованы закупать в Армении миллионы единиц кустовых гвоздик. В условиях жесткой конкуренции это, согласитесь, более чем заманчивое предложение. Но чтобы производить эти самые кустовые гвоздики, причем в огромном количестве, нужно создавать новые тепличные хозяйства, закупать оборудование и современные технологии, наконец, посадочный материал. Представляете, какую выгоду может принести стране реализация такого масштабного проекта? Но чтобы начать его осуществлять, необходимо отменить налоги на ввозимое сырье и оборудование.

– Вы нарисовали не самую радужную картину. Можно ли говорить, что число теплиц в стране уменьшается?

– Количество теплиц в стране сокращается однозначно. Особенно это касается небольших хозяйств в несколько сот квадратных метров. Но общая площадь теплиц не сократилась, а даже немного увеличилась. То есть наблюдается тенденция создания крупных тепличных хозяйств. Понятно, что вкладывать средства в их создание могут лишь очень состоятельные люди. А мелкие фермеры, не выдержав конкуренции, разоряются. Пару дней назад мне стало известно, что один из фермеров из села Даракерт, разломав теплицу, продал конструкции на лом. Такая же участь может постигнуть и другие теплицы. Словом, происходит монополизация отрасли — то, что случилось пару лет назад с прудовым рыбоводством, - сообщает Информационный Центр газеты армян России “Еркрамас”.
03.12.2012 10:05:30

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль