Аграрные перспективы Крыма. Каковы они?

Воссоединение Крыма с Россией по-прежнему остается одной из самых злободневных тем, обсуждаемых сегодня в нашей стране. Аналитики, ученые, публицисты - каждый по своему - рассматривают перспективы развития автономной республики. ИТАР-ТАСС, например,...
Однако, прямо скажем, подходы авторов к анализу сельскохозяйственной ситуации в Крыму вызывают много вопросов, а то и прямого несогласия к заявленной солидным государственным агентством позиции.

Ну, для начала – несколько исходных данных. Минагрополитики Крыма оценивает общую площадь сельскохозяйственных угодий республики в 1,8 млн га, в том числе на пашню приходится около 1,3 млн га. Это треть от размера пашни самого крупного агрорегиона России, Краснодарского края (3,9 млн га).

Основными сельскохозяйственными районами республики являются Джанкойский, Первомайский, Красногвардейский, Сакский, Кировский и Симферопольский.

На полуострове в основном выращиваются виноград, семечковые (яблоки, груши) и косточковые (сливы, персики, абрикосы, черешня) культуры, а также зерно и овощи. В сфере животноводства развито выращивание молочного скота, птицеводство и овцеводство. Климат региона благоприятен для возделывания эфиромасличных культур (роза, лаванда, шалфей), а также сырья для производства биотоплива (рапс).

Авторы ТАССовского анализа солидаризируются с точкой зрения Минрегиона РФ. В ведомстве полагают, что Крым ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных рынков, которые обслуживают санаторно-курортную и туристическую сферы полуострова.

И вот какой из этого делается вывод: «Такая замкнутость и самодостаточность местного производства тормозят развитие внутреннего рынка и ограничивают экспортную ориентированность региональной экономики", - считают в российском министерстве. В украинские времена данную отрасль отличали хроническое недофинансирование со стороны государства, отсутствие крупных агропищевых холдингов (кроме алкогольного сектора), развал мощной советской инфраструктуры.

То есть ориентация на первоочередное закрытие региональных и местных потребностей объявляется чуть ли не главным препятствием на пути развития территории. При этом совершенно упускается из виду, что по многим позициям – молочное производство, овощеводство и изготовление консервов местный АПК совершенно не обеспечивает полного и устойчивого потребления даже основного населения. А что уж тогда говорить о туристическом потенциале Крыма. Ведь без недорого продовольственного изобилия вряд ли так уж бегом побегут туда избалованные Турцией, Болгарией, Хорватией и Черногорией наши туристы даже самого среднего достатка.

Так что, представляется, что как раз ориентация на местное потребление, его активизация и уверенный рост дадут серьезную перспективу развитию сельского хозяйства в Крыму.

Для Крыма есть четыре вида критических продуктов, по которым полуостров не может обеспечить себя сам. Это сахар, растительное масло, молочные продукты и яйцо куриное.

Объем производства молока в Крыму составляет примерно 300 тыс. тонн при потребности в 820 тыс. тонн. Недостающее ввозилось с материковой части Украины. Собственное крымское молоко на 94% - это продукция личных крестьянских хозяйств. Производство птицы на 85% местное, на территории Крыма действует одна крупная птицефабрика – «Дружба народов Нова» (входит в крупнейший агрохолдинг Украины «Мироновский хлебопродукт»). Поголовье овец оценивается в 300 тыс. голов, на 98% оно выращивается в личных подсобных хозяйствах.

Советская широкая сеть консервных заводов была утрачена, практически нет собственных плодоовощных консервов и соков.

Конечно, сказанное вовсе не означает призыва забыть об экспортной составляющей вновь обретенной российской территории. Но все же, кажется, в приложению к Крыму как нигде удачно соответствует жизненным потребностям и экономическим реальностям знаменитая сентенция Александра Чаянова: «Сельское хозяйство есть дело местное».

Характерной особенностью сельскохозяйственного производства в Крыму, как и на многих постсоветских территориях, в последние 20 лет стало заметное повышение роли хозяйств населения. Сегодня они производят большую долю этой продукции, чем крупные коллективные или частные предприятия.

Тут же заметим, что такой поворот экономического развития связан просто с необходимостью выживания крымчан. Ведь господдержка аграрного сектора Крыма в последние годы практически не производилась, были большие задолженности по бюджетным траншам. По состоянию на 1 января 2014 года задолженность бюджета Украины перед агропромышленной отраслью Республики Крым составляла более 119 млн гривен (452,2 млн рублей).

Поэтому население было просто вынуждено активно эксплуатировать свои небольшие земельные участки.

Еще один из посылов, содержащихся в крымском Проекте ИТАР-ТАСС, - землепользование. Авторы рассматривают мораторий на продажу земель сельхозназначения на Украине, который действовал и в Крыму, как тормоз для крупных инвесторов на пути формирования крупных земельный массивов для реализации аграрных проектов. Новым инвесторам приходилось арендовать земельные паи или применять сомнительные схемы. Часть арендаторов концентрирует в своих руках крупные земельные участки с надеждой их выкупить, но фактически эти земли не обрабатываются.

То есть совершенно очевидно, что мы вновь сталкиваемся с проявлением советского стремления к крупным производствам. А ведь в развитом мире уже давно доказано, что крупное далеко не всегда тождественно современному, рентабельному и экономичному; что рост аграрных проектов должен происходить постепенно, в рамках существующего на сегодняшний день технического, экономического и управленческого оптимума. Неужели кто-либо сомневается в том, что, например, Дания уже давно могла бы перейти на сверхкрупные свиноводческие проекты, а не строить их в России.

Конечно, технически и технологически – вполне могла бы.

Но не, что говорят, по жизни, по тому, как аграрные проекты вписаны в реальность и… в закон.

Конечно, с российской точки зрения проще найти с десяток желающих агрохолдингов, на откуп которым можно было бы отдать сегодня крымские степи. Эти структуры способны быстро «освоить» выделяемые бюджетом средства. (Правда, через десяток лет проблем после их неминуемого разорения будет на порядок больше, чем сейчас).

Только вот при этом придется искать также ответ на вопрос: а что делать с десятками и сотнями тысяч российских семей, живущих в сельской местности Крыма.

Об этом нужно твердо помнить всем «идеологам» аграрной модернизации новой российской территории.
26.05.2014 07:44:00

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль