ТРАВА ЗА КОПЕЙКИ
Животноводы утверждают, что выращивать многолетние кормовые травы самостоятельно намного выгоднее, чем покупать на стороне. А выбирая вид травы, советуют учитывать сроки ее созревания, содержание питательных веществ и затраты на семена. По оценке агр...
Кормовые травы – один из основных ингредиентов в рационе крупного рогатого скота. По данным президента фонда «Русские фермы» Андрея Даниленко, кормовые травы занимают 15% в себестоимости литра молока. Чтобы сэкономить, большинство животноводческих хозяйств предпочитают выращивать их самостоятельно, а не закупать на стороне.
Покупать не у кого, да и не имеет смысла, уверен Даниленко: везти траву на расстояние более восьми километров он считает нецелесообразным, потому что тогда транспортные расходы будут выше ее стоимости. При том рационе, что используется в «Русских фермах», на одну корову дойного стада требуется засеять кормовыми травами 0,5 га. Их себестоимость складывается из цены ГСМ, семян, затрат на эксплуатацию техники, зарплат сотрудников, платы за аренду земли. В разных хозяйствах средняя стоимость трав может отличаться. Например, в ОАО «Насадкино» Московской области 1 кг корма из многолетних трав обходится в 80 коп., при том что выращивают их сами. Даниленко говорит о 70 коп. за килограмм. А вот в ЗАО «Суворова» Краснодарского края покупают траву по 35 коп./кг, вместе с заготовкой 1 кг корма обходится в 65 коп. Гендиректор «Суворова» Александр Пелих считает, что это в два раза дороже, чем если бы он выращивал травы самостоятельно. Однако сейчас в хозяйстве нет растениеводства, и ему необходимо 36 тыс. т трав в год. Закупка производится весной по предварительному заказу, говорит Пелих. Все опрошенные участники рынка признают, что, несмотря на различия в себестоимости, многолетние травы обходятся дешевле, чем однолетние.
Выбирая виды трав, в «Суворова» обращают внимание на кормовую ценность, сочетание белков и жиров, а также на сроки их созревания. В хозяйстве закупают как однолетние, так и многолетние травы, но предпочтение отдают многолетним, поскольку они дешевле. Использование трав зависит от их вида: на сено заготавливают преимущественно люцерну, так как из нее получается плохой сенаж, испорцет и вико-пшеницу – на сенаж, кукурузу – на силос, перечисляет Пелих.
В СПК «Правда» (Самарская обл.) под многолетние травы выделена тысяча гектаров, а однолетние не сеют вообще. Председатель хозяйства Василий Курушкин считает, что выращивать многолетние растения выгоднее: семена нужно покупать один раз в несколько лет, а однолетние – высаживать каждый год. По опыту Курушкина, козлятник растет 15–18 лет, люцерна и кострец 5–6 лет, а испорцет 3–4 года.
В подмосковном «Совхозе им. Ленина» от выращивания однолетних трав не отказываются: их используют на зеленый корм, а из излишков заготавливают сенаж. Тем не менее, большая часть земельных угодий совхоза занята многолетними травами: их высевают и в чистом виде, и под покров однолетних трав, рассказывает замдиректора по растениеводству Зоя Целыковская. Правда, в этом году в хозяйстве собираются сократить посевы под многолетниками с 320 до 240 га, а освободившиеся земли засеять зерновыми. «Урожай трав, который мы получаем с 320 га, превышает потребности хозяйства», – объясняет Целыковская.
В «Насадкино», наоборот, собираются каждый год увеличивать посевы многолетних на 150 га. Сейчас они занимают такую же площадь, как и в «Совхозе им. Ленина». Директор хозяйства Юрий Сологуб не спешит отказываться и от однолетних трав: они принимают участие в севообороте, поэтому все равно останутся на полях. Пока под однолетние травы в «Насадкино» занято 270 га. Тем не менее, Сологуб признает, что выращивать многолетние травы примерно на 50% выгоднее, чем однолетние: сказывается экономия на семенах. В первый год, когда приходится нести затраты на семена, килограмм корма из многолетних трав обходится хозяйству в 1,2–1,5 руб., в последующие годы его себестоимость снижается до 50–60 коп./кг.
Многолетние травы выбирают и в тех хозяйствах, где животноводство – не основной бизнес. Например, в «Новой аграрной системе» предпочитают многолетние клевер и тимофеевку, которые занимают 4 тыс. га, тогда как однолетние – всего 1 тыс. га. Клевер и тимофеевка – лучшие предшественники большинства сельскохозяйственных культур и используются до трех лет, объясняет гендиректор «Новой аграрной системы» Юрий Гулин. Кроме того, из них готовят зимние корма: сено, сенаж, а по возможности и силос, добавляет он.
Выбор сорта многолетних трав зависит от многих факторов: времени жизни растения, сроков созревания, урожайности, потребности в дополнительном уходе. Например, в «Совхозе им. Ленина» выращивают преимущественно ежу сборную из семейства злаковых и клевер из семейства бобовых, перечисляет Целыковская. Чтобы корм был сбалансирован по содержанию сахара и протеина, нужно сочетать злаковые и бобовые растения, объясняет она. Причем злаки к моменту скашивания должны находиться в фазе выхода в трубку, а бобовые – в фазе бутонизации.
Из-за этой временной разницы в созревании трав может появиться проблема со сроками их скашивания, предупреждает Целыковская. Например, ежу сборную нужно косить в конце мая, а вот найти ранний сорт клевера с фазой бутонизации в конце мая практически невозможно, сетует она. Причина, по мнению Целыковской, заключается в том, что сейчас мало занимаются семеноводством клевера. Чтобы решить проблему различия сроков созревания, в «Совхозе им. Ленина» решили самостоятельно выращивать клевер на семена, правда, пока исключительно для собственных нужд хозяйства. А вот в СПК «Правда» такой проблемы нет, говорит Курушкин: сорта подобраны так, что фазы созревания разных трав чередуются. Это позволяет оптимально соблюдать сроки уборки, объясняет он. В «Правде» выращивают козлятник, который растет 15–18 лет, люцерну, кострец (по 5–6 лет) и испорцет (3–4 года).
В тамбовском ЗАО «Приволье» отдают предпочтение козлятнику. По словам директора хозяйства Михаила Кольцова, козлятник не требует ухода, растет по 15–25 лет и «с каждым годом становится только гуще». Сейчас хозяйство собирает 500–550 ц/га козлятника в зеленой массе, а через пять лет планирует собирать до 600–700 ц/га, потому что «трава со временем разрастается», объясняет Кольцов. Сологуб из «Насадкино» тоже намерен выращивать козлятник, так как он «очень продуктивен». Пока в хозяйстве сеют в основном клевер, который используют для заготовки сенажа.
По опыту Сологуба, в Московской области клевер выдерживает три года после посева, а потом его необходимо засевать заново. Уже с третьего года на полях заметна значительная прореженность клевера, подтверждает Кольцов из «Приволья». В таком случае лучше посеять клевер заново, советует он. К аналогичному выводу пришли и в «Совхозе им. Ленина», поэтому решили перейти на трехлетний цикл выращивания трав. Сейчас в хозяйстве все многолетние травы держат на полях четыре года: в первые три заготавливают сенаж, а в последний – сено. Однако на четвертый год качество травостоя снижается, потому что «выпадает клевер», объясняет Целыковская. Переход на трехлетний цикл поможет решить эту проблему, надеется она.
У аграриев нет единого мнения о необходимости удобрять кормовые травы. Курушкин из «Правды» уверяет, что никакого дополнительного ухода занятые ими поля не требуют. Исключение – кострец: его подкармливают азотными удобрениями. В «Приволье» тоже не ведут подкормки полей с травами, так как стараются подбирать для выращивания самые неприхотливые виды. А вот в «Новой аграрной системе» поля с кормовыми травами подкармливают селитрой и мочевиной. Это позволяет получать урожайность 150 ц/га для многолетних трав и 120 ц/га – для однолетних. Сологуб из «Насадкино» применяет только органическое удобрение – жидкий навоз, а химических удобрений не использует.
В 2005 г. из-за благоприятных климатических условий в «Насадкино» провели три укоса многолетних трав, радуется Сологуб. Это хороший показатель, потому что обычно получается два укоса, а в засушливые годы, например в 2002 г., – только один. Курушкин подтверждает, что в «Правде», как правило, тоже проводят по два укоса в год.
Использование кормовых трав – для заготовки силоса, сена, сенажа или для выпаса скота – зависит от специализации хозяйства. В «Приволье», к примеру, из 461 га, засеянного многолетними травами, только 59 га клевера и порядка 50 га козлятника предназначены под пастбища, остальное скашивается на сено. «Для корма коров проще использовать сено», – поясняет Кольцов. В «Приволье» занимаются только животноводством, поэтому и сено является основным кормом. «Травы на сочные корма необходимы в молочном животноводстве, чтобы способствовать качеству надоев», – добавляет Кольцов.
Даниленко из «Русских ферм» подтверждает, что в молочном животноводстве нужно тщательно следить за качеством сенажа и силоса. Например, по этой причине в «Русских фермах» скашивают траву, когда она достигает высоты 30 см. За счет этого показателя урожайность может быть не очень высокой, зато трава обладает хорошими питательными свойствами в отличие от той, что успела вырасти высокой. Даниленко считает, что не имеет смысла «бороться за тоннаж» ценой потери питательности трав.
Покупать не у кого, да и не имеет смысла, уверен Даниленко: везти траву на расстояние более восьми километров он считает нецелесообразным, потому что тогда транспортные расходы будут выше ее стоимости. При том рационе, что используется в «Русских фермах», на одну корову дойного стада требуется засеять кормовыми травами 0,5 га. Их себестоимость складывается из цены ГСМ, семян, затрат на эксплуатацию техники, зарплат сотрудников, платы за аренду земли. В разных хозяйствах средняя стоимость трав может отличаться. Например, в ОАО «Насадкино» Московской области 1 кг корма из многолетних трав обходится в 80 коп., при том что выращивают их сами. Даниленко говорит о 70 коп. за килограмм. А вот в ЗАО «Суворова» Краснодарского края покупают траву по 35 коп./кг, вместе с заготовкой 1 кг корма обходится в 65 коп. Гендиректор «Суворова» Александр Пелих считает, что это в два раза дороже, чем если бы он выращивал травы самостоятельно. Однако сейчас в хозяйстве нет растениеводства, и ему необходимо 36 тыс. т трав в год. Закупка производится весной по предварительному заказу, говорит Пелих. Все опрошенные участники рынка признают, что, несмотря на различия в себестоимости, многолетние травы обходятся дешевле, чем однолетние.
Выбирая виды трав, в «Суворова» обращают внимание на кормовую ценность, сочетание белков и жиров, а также на сроки их созревания. В хозяйстве закупают как однолетние, так и многолетние травы, но предпочтение отдают многолетним, поскольку они дешевле. Использование трав зависит от их вида: на сено заготавливают преимущественно люцерну, так как из нее получается плохой сенаж, испорцет и вико-пшеницу – на сенаж, кукурузу – на силос, перечисляет Пелих.
В СПК «Правда» (Самарская обл.) под многолетние травы выделена тысяча гектаров, а однолетние не сеют вообще. Председатель хозяйства Василий Курушкин считает, что выращивать многолетние растения выгоднее: семена нужно покупать один раз в несколько лет, а однолетние – высаживать каждый год. По опыту Курушкина, козлятник растет 15–18 лет, люцерна и кострец 5–6 лет, а испорцет 3–4 года.
В подмосковном «Совхозе им. Ленина» от выращивания однолетних трав не отказываются: их используют на зеленый корм, а из излишков заготавливают сенаж. Тем не менее, большая часть земельных угодий совхоза занята многолетними травами: их высевают и в чистом виде, и под покров однолетних трав, рассказывает замдиректора по растениеводству Зоя Целыковская. Правда, в этом году в хозяйстве собираются сократить посевы под многолетниками с 320 до 240 га, а освободившиеся земли засеять зерновыми. «Урожай трав, который мы получаем с 320 га, превышает потребности хозяйства», – объясняет Целыковская.
В «Насадкино», наоборот, собираются каждый год увеличивать посевы многолетних на 150 га. Сейчас они занимают такую же площадь, как и в «Совхозе им. Ленина». Директор хозяйства Юрий Сологуб не спешит отказываться и от однолетних трав: они принимают участие в севообороте, поэтому все равно останутся на полях. Пока под однолетние травы в «Насадкино» занято 270 га. Тем не менее, Сологуб признает, что выращивать многолетние травы примерно на 50% выгоднее, чем однолетние: сказывается экономия на семенах. В первый год, когда приходится нести затраты на семена, килограмм корма из многолетних трав обходится хозяйству в 1,2–1,5 руб., в последующие годы его себестоимость снижается до 50–60 коп./кг.
Многолетние травы выбирают и в тех хозяйствах, где животноводство – не основной бизнес. Например, в «Новой аграрной системе» предпочитают многолетние клевер и тимофеевку, которые занимают 4 тыс. га, тогда как однолетние – всего 1 тыс. га. Клевер и тимофеевка – лучшие предшественники большинства сельскохозяйственных культур и используются до трех лет, объясняет гендиректор «Новой аграрной системы» Юрий Гулин. Кроме того, из них готовят зимние корма: сено, сенаж, а по возможности и силос, добавляет он.
Выбор сорта многолетних трав зависит от многих факторов: времени жизни растения, сроков созревания, урожайности, потребности в дополнительном уходе. Например, в «Совхозе им. Ленина» выращивают преимущественно ежу сборную из семейства злаковых и клевер из семейства бобовых, перечисляет Целыковская. Чтобы корм был сбалансирован по содержанию сахара и протеина, нужно сочетать злаковые и бобовые растения, объясняет она. Причем злаки к моменту скашивания должны находиться в фазе выхода в трубку, а бобовые – в фазе бутонизации.
Из-за этой временной разницы в созревании трав может появиться проблема со сроками их скашивания, предупреждает Целыковская. Например, ежу сборную нужно косить в конце мая, а вот найти ранний сорт клевера с фазой бутонизации в конце мая практически невозможно, сетует она. Причина, по мнению Целыковской, заключается в том, что сейчас мало занимаются семеноводством клевера. Чтобы решить проблему различия сроков созревания, в «Совхозе им. Ленина» решили самостоятельно выращивать клевер на семена, правда, пока исключительно для собственных нужд хозяйства. А вот в СПК «Правда» такой проблемы нет, говорит Курушкин: сорта подобраны так, что фазы созревания разных трав чередуются. Это позволяет оптимально соблюдать сроки уборки, объясняет он. В «Правде» выращивают козлятник, который растет 15–18 лет, люцерну, кострец (по 5–6 лет) и испорцет (3–4 года).
В тамбовском ЗАО «Приволье» отдают предпочтение козлятнику. По словам директора хозяйства Михаила Кольцова, козлятник не требует ухода, растет по 15–25 лет и «с каждым годом становится только гуще». Сейчас хозяйство собирает 500–550 ц/га козлятника в зеленой массе, а через пять лет планирует собирать до 600–700 ц/га, потому что «трава со временем разрастается», объясняет Кольцов. Сологуб из «Насадкино» тоже намерен выращивать козлятник, так как он «очень продуктивен». Пока в хозяйстве сеют в основном клевер, который используют для заготовки сенажа.
По опыту Сологуба, в Московской области клевер выдерживает три года после посева, а потом его необходимо засевать заново. Уже с третьего года на полях заметна значительная прореженность клевера, подтверждает Кольцов из «Приволья». В таком случае лучше посеять клевер заново, советует он. К аналогичному выводу пришли и в «Совхозе им. Ленина», поэтому решили перейти на трехлетний цикл выращивания трав. Сейчас в хозяйстве все многолетние травы держат на полях четыре года: в первые три заготавливают сенаж, а в последний – сено. Однако на четвертый год качество травостоя снижается, потому что «выпадает клевер», объясняет Целыковская. Переход на трехлетний цикл поможет решить эту проблему, надеется она.
У аграриев нет единого мнения о необходимости удобрять кормовые травы. Курушкин из «Правды» уверяет, что никакого дополнительного ухода занятые ими поля не требуют. Исключение – кострец: его подкармливают азотными удобрениями. В «Приволье» тоже не ведут подкормки полей с травами, так как стараются подбирать для выращивания самые неприхотливые виды. А вот в «Новой аграрной системе» поля с кормовыми травами подкармливают селитрой и мочевиной. Это позволяет получать урожайность 150 ц/га для многолетних трав и 120 ц/га – для однолетних. Сологуб из «Насадкино» применяет только органическое удобрение – жидкий навоз, а химических удобрений не использует.
В 2005 г. из-за благоприятных климатических условий в «Насадкино» провели три укоса многолетних трав, радуется Сологуб. Это хороший показатель, потому что обычно получается два укоса, а в засушливые годы, например в 2002 г., – только один. Курушкин подтверждает, что в «Правде», как правило, тоже проводят по два укоса в год.
Использование кормовых трав – для заготовки силоса, сена, сенажа или для выпаса скота – зависит от специализации хозяйства. В «Приволье», к примеру, из 461 га, засеянного многолетними травами, только 59 га клевера и порядка 50 га козлятника предназначены под пастбища, остальное скашивается на сено. «Для корма коров проще использовать сено», – поясняет Кольцов. В «Приволье» занимаются только животноводством, поэтому и сено является основным кормом. «Травы на сочные корма необходимы в молочном животноводстве, чтобы способствовать качеству надоев», – добавляет Кольцов.
Даниленко из «Русских ферм» подтверждает, что в молочном животноводстве нужно тщательно следить за качеством сенажа и силоса. Например, по этой причине в «Русских фермах» скашивают траву, когда она достигает высоты 30 см. За счет этого показателя урожайность может быть не очень высокой, зато трава обладает хорошими питательными свойствами в отличие от той, что успела вырасти высокой. Даниленко считает, что не имеет смысла «бороться за тоннаж» ценой потери питательности трав.
31.03.2006 12:42:52
источник:
Журнал "Агробизнес"