Рынок online

С 2000 г. в рунете стали появляться сайты, которые их создатели называли электронными торговыми площадками (ЭТП). По идее ЭТП могут служить эффективным инструментом торговли: с их помощью можно аккумулировать информацию о спросе и предложении, провод...
За последние пять лет в русскоязычном интернете появилось несколько десятков сайтов, которые называются электронными торговыми площадками. Их список можно найти на www.rusagribiz.ru. Обычно такие интернетпорталы создаются при крупных производственных или торговых предприятиях. Например, портал «МТС-зерно» работал при холдинге «Русагрокапитал», сайт «АгроКубань» связан с одноименной зернотрейдинговой компанией, украинский www.agrotrader.com.ua существует при трейдинговой компании «Агроброк», сайт «Приволжское зерно» – при Нижегородской валютно-фондовой бирже (НВФБ), а создание продовольственного портала Черноземья www.prod.info.ru инициировал выставочный оператор «Экспосеть».

На начало интернет-бума в России, в 2000 г., пришелся старт проекта «Зерно Он-лайн» (www.zol.ru). Это электронная площадка, которая, по словам руководителя аналитического отдела «Зерно-он-лайн» Игоря Васильева, «не является торговой в прямом смысле слова», а сделки проходят традиционным образом. «Через нас контрагенты только находят друг друга», – уточняет он. Здесь публикуются объявления о покупке и продаже как основных зерновых культур (пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. д.), так и продуктов их переработки. Например, в феврале этого года на сайте было зарегистрировано 1634 участника, а заявок на покупку или продажу приходит на 20 тыс. в год, говорит Васильев.

Как доска объявлений работает и созданный НВФБ в 2001 г. портал «Приволжское зерно» (www.zerno-pfo.ru). На сайте размещена информация о том, что цель этого проекта – «формирование биржевого рынка зерна в Приволжском федеральном округе с поставкой реального товара на базе Нижегородской площадки». Однако, по словам начальника отдела развития товарного рынка НВФБ Елены Леневой, сайт выполняет только информационные функции. Например, при проведении государственных зерновых интервенций здесь публикуются нормативные документы, порядок аккредитации участников, итоги торгов.

«Если мы и наладим биржевую торговлю зерном, то только в масштабе всей России, совместно с Национальной товарной биржей, – говорит Ленева. – А локальные торги через «Приволжское зерно» в ближайшем будущем мы проводить не сможем». Причина, по ее мнению, в том, что нет интереса со стороны региональных госструктур. «Если совсем честно, – добавляет Ленева, – то [с их стороны] поддержки нет вообще».

Популярный сайт объявлений – «АгроКубань» (www.agrokuban.ru), работающий с 2002 г., сейчас, по словам его администратора Маргариты Маловатой, в рейтинге mail.ru занимает седьмое место среди аграрных торговых площадок. Ежедневно счетчик на сайте регистрирует около тысячи посещений. Но в основном ресурсом пользуются трейдеры, а сельхозпроизводители, добавляет Маловатая, редко заходят на сайт.

Попытки организовать реальную торговлю он-лайн предпринимались в 2003 г. в Липецке. Связаны они были с проведением биржевых торгов. Как рассказывает начальник биржевого отдела группы «Русагро» Владимир Хомченко, при содействии Московской фондовой биржи (МФБ) тестировалась электронная форма проведения этих торгов. Сейчас на базе МФБ в более-менее постоянном режиме работает электронная площадка, на которой торгуются сахар и зерно (пшеница трех классов, рожь двух классов и ячмень одного класса). «Все это не покрытая обязательствами торговля, – сетует Хомченко. – Ликвидный поток возникает только при работе с госзаказами, например с теми, что поступают от Департамента продовольственных ресурсов Москвы. Во всех остальных случаях де-факто сделок между коммерческими структурами не существует или их объем совершенно незначительный».

Площадка www.idk.ru появилась полгода назад. Она позволяет покупателю или продавцу получить на свою заявку наиболее подходящие встречные предложения, рассчитать стоимость товара для любого базиса и договориться о деталях сделки. Как рассказывает Юрий Волжанин, директор портала IDK, после ввода заявки «тут же загорается иконка, указывающая на то, что есть рентабельная пара». А «при нажатии на нее выпадает список», в котором указаны сделки в порядке убывания рентабельности. Кроме того, на сайте можно получить расчет железнодорожных тарифов для 8763 станций. Это, по словам Волжанина, самая большая база в России и СНГ. «Обычно изменение тарифных планов в других расчетных системах происходит в течение двух недель, мы же гарантируем внесение изменений в течение суток», – говорит директор портала.

При помощи системы встречных предложений пользователь договаривается о деталях сделки. Оплата происходит через биллинговую систему, куда поступает информация от пяти банков о том, что деньги поступили на счет. «Казалось бы, такие технические инструменты доступны только столичным фирмам, – рассуждает Волжанин. – Однако мы провели опрос и выяснили, что большинство пользователей нашей системы (34%) – трейдинговые компании, 23% – перерабатывающие предприятия, 19% – производители сельхозпродукции».

Как добавляет менеджер по зерну компании «Гарант» (торгует зерном) Екатерина Тарасова, использование расчетной системы idk.ru заметно упростило поиск контрагентов: «Раньше приходилось без конца звонить, информацию о предложениях где-то записывать, а здесь все собрано, отсортировано, нет массы бумаг, и можно тут же ответить, заключить сделку». Опасений, связанных с оплатой через биллинговую систему у «Гаранта», по словам Тарасовой, нет: системой пользуются проверенные компании. Очень удобно и то, что на этом сайте есть информация о тарифах, которую раньше приходилось покупать самим и рассчитывать стоимость транспортировки, добавляет она.

Интерес к биржам и торговым площадкам в России подогревается слабой пока надеждой, что они помогут стать рынку прозрачным и дадут гарантии поставок, говорит Васильев из «Зерно-он-лайн». Однако на самом деле, по его мнению, рынком сейчас более востребованы развитые средства коммуникации между участниками, нежели торговые функции. Так что именно система информационных досок наиболее адекватна потребностям рынка, резюмирует Васильев.

Так, компания «Агропроминвест» (входит в холдинг «ОГО», занимается снабжением пяти хлебокомбинатов) уже два года для поиска новых контактов, помимо различных справочников и базы данных Российского зернового союза, использует электронные доски объявлений. «Предположим, заходим на zol.ru, – приводит пример трейдер компании Дмитрий Трынков. – Среди разных источников нашей информации электронные доски объявлений занимают примерно 30%. А из всего объема контактов, которые нам удается установить благодаря таким площадкам, 30–40% приводят к реальным сделкам, остальные остаются на уровне переговоров».

Как считает Маловатая, у трейдеров давно уже налажены связи друг с другом, и электронные площадки им нужны скорее для того, чтобы ориентироваться в ценовой ситуации в разных регионах, видеть динамику изменения цен. Ее мнение подтверждает Сергей Суворов, менеджер зерноторговой компании «Империя Трейд»: «Даже если бы в интернете организовали систему торговли с гарантией выполнения сделок, мы все равно заключали бы их при очной встрече, поскольку важно убедиться в надежности партнера». Поэтому «Империя Трейд» пользуется ЭТП только для поиска информации. Впрочем, «примерно на 70% она недостоверна», – добавляет Суворов.

«Зачастую информация в объявлениях не соответствует действительности», – соглашается с ним Хомченко из «Русагро» и добавляет, что площадками пользуются в том числе «для косвенного формирования цены». А торговых гарантий на электронных торговых площадках нет. Как правило, обеспечением выступает банковская гарантия либо счет биржи. То есть покупатель переводит деньги на счет, а биржа уведомляет продавца, что получила деньги от покупателя, поясняет Хомченко. На основании этого продавец передает товар и получает деньги. «Система неуклюжая, неоперативная, – сожалеет он. – А ведь оперативность – одно из основных достоинств электронной площадки».

«Реальное обеспечение [сделки] найти тяжело: вопрос в том, кто выступит гарантом», говорит Хомченко. Государство же на себя эту функцию не берет, а биржи не имеют достаточных финансовых возможностей, добавляет он. Есть, по его мнению, еще один вариант: создание резервного фонда из инвестиций крупных игроков. Но пока даже крупные компании не готовы «выдернуть на это деньги из оборота, из бизнеса», уверяет он.

Для ведения торгов, считает Волжанин из IDK, любой бирже необходим фонд товарных гарантий, чтобы она смогла компенсировать покупателю денежные затраты, если продавец не выполнил своих обязательств. Но покупателю нужны не деньги, а товар, продолжает он. И поэтому, по словам Волжанина, должна существовать «независимая структура, которая обладает необходимым объемом товара для гарантирования сделки». В IDK подсчитали, сколько зерна требуется фонду товарных гарантий всего российского рынка – это примерно 2 млн т. Волжанин «готов взяться за его создание», хотя признает, что эту же функцию может взять на себя и интервенционный фонд.

В отличие от устоявшегося и регламентированного фондового рынка зерновой не готов к биржевой торговле еще и потому, что существуют законодательные пробелы. Линева надеется, что «в скором будущем» примут закон о складских свидетельствах, который ускорит развитие биржевого товарного рынка. Однако у этого закона сейчас нет ясных перспектив. История его принятия началась в 1996 г., когда вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса, в том числе ст. 912. В ней статус складских свидетельств приравнен к ценным бумагам и сказано, что товар, на который выписано свидетельство, может быть залогом. В 2001 г. Госдума приняла закон «О двойных и простых складских свидетельствах» в трех чтениях, но спустя два года Совет Федерации направил его на доработку. 15 марта этого года правительство наложило на законопроект положительную резолюцию, отметив ряд недостатков, которые предложило устранить в согласительной комиссии.

Еще одна проблема в развитии аграрных ЭТП – устоявшиеся стереотипы и консерватизм участников рынка. Большинство компаний не хотят публиковать информацию о себе, своих ценах и т. д, говорит Аитов из «РБК-Софт». Отпугивает их и необходимость платить за информацию, предоставляемую ЭТП, говорит Маловатая. Ведь люди с биржевыми торгами никогда прежде не сталкивались, добавляет она. «В сентябре 2004 г. в Краснодаре краевой департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Московская фондовая биржа предложили аграриям выставить зерно на торги, – вспоминает Маловатая. – Однако за весь процесс торгов не было продано вообще ничего. Производители просто пришли посмотреть, что это такое». А когда проводились федеральные зерновые интервенции, «мы вынуждены были предлагать услуги своих сотрудников, которые вводили за клиентов заявки», говорит Ленева из НВФБ. Она рассказывает, как представитель одной компании случайно добавил лишний ноль и тем самым увеличил цену товара в десять раз. В результате торговую сессию пришлось отменить.
08.06.2005 06:57:52

Неверное имя пользователя или пароль
e-Mail
Пароль