Русское село добивают санкциями и инвестициями

Инвестиции в российское сельское хозяйство измеряются в миллиардах рублей. Но всегда ли они рациональны? И что нужно сделать для того, чтобы повысить отдачу вложений в отечественный агропромышленный комплекс? Эти и другие вопросы обсуждались на совме...
О том, какое значение в нынешней экономической ситуации приобретает грамотная аграрная политика, шла речь во вступительном слове председателя профильного комитета Виктора Семенова. Он проинформировал собравшихся о том, что декабрьское заседание правления ТПП РФ будет выездным, и его планируют провести на базе известного подмосковного хозяйства – ЗАО "Совхоз имени Ленина". К этому времени уже будет понятно, что предлагает российским селянам федеральный бюджет, и можно будет на этой встрече, как говорится, расставить все точки над «i». Кроме того, как сообщил руководитель агрофирмы Павел Грудинин, в хозяйстве гостям покажут процесс обработки и хранения сельхозпродукции, а также социальную инфраструктуру.

Особое внимание участников заседания привлек доклад генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной. Надо сказать, что сам вопрос санкций в агропромышленном комплексе по понятным причинам вызывает большой интерес не только у аграриев. Если расценивать ответные санкции как шаг к новым возможностям и развитию внутреннего рынка, то здесь есть что обсудить.

Как отметила в своем выступлении руководитель ИАМ, доля импорта по отдельным сельхозпродуктам у нас достаточно большая. Первое место здесь занимают замороженные овощи – около 76% этой продукции мы получаем из зарубежных стран. 47% приходится на яблоки, груши и сливы. А вот доля иностранных сыров сравнительно невелика – всего чуть больше 21%.

Здесь можно проследить прямую связь между нашей импортозависимостью и размерами финансовой поддержки инвестиционных проектов. В 2010–2012 годах максимальные суммы льготных кредитов пришлись на проекты по производству мяса бройлера и свинины. Затем по нисходящей шла поддержка объемов производства молока и зерновых культур. При этом уровень инвестиционных затрат на хранение овощей составил всего 0,6% от общего объема инвестиционного портфеля.

Однако рост цен слабо коррелируется с этими показателями. Лидерами роста стали свежие овощи и фрукты, мясо птицы, рыба лососевых пород, свинина. Правда, есть в этой гонке и аутсайдеры. Например, на российском рынке снизились цены на морковь, свеклу и лук. Но это – результат сезонности. А если добавить сюда и непростую ситуацию, складывающуюся на валютном рынке, то рост цен в этом году по сравнению с обычной среднегодовой десятипроцентой прибавкой увеличится примерно в два раза.

Такую же неравномерность можно наблюдать и по региональному распределению бюджетной поддержки. Скажем, на Белгородскую область за этот период пришлось 12% от общего размера субсидирования инвестиционных проектов в целом по России.

А в Ростовской области, в принципе сходной по природно-климатическим условиям, объем субсидирования отраслей АПК составил всего 0,7% от общероссийского показателя.

Вывод из всех этих фактов можно сделать следующий: диспропорции в финансировании ведут к непропорциональному развитию производства сельхозпродукции в части уровня обеспечения потребностей населения и соблюдения принципов продовольственной безопасности. Тем более что, учитывая размеры страны и наши извечные проблемы с логистикой, трудно устранить это неравенство путем переброски сельхозпродукции из региона в регион.

Исходя из этих наблюдений, ИАМ предлагает создать национальную систему оценки инвестиционной привлекательности проектов в сфере АПК. Она должна включать такие блоки, как региональные балансы производства и потребления продукции, реестр инвестиционных проектов (уже завершенных и еще реализуемых), прогноз изменения балансов производства и потребления и уровня конкуренции.

Идея создания такой системы принципиальных возражений у участников заседания не вызвала. А вот недооценка роли Минсельхоза в регулировании инвестиционных потоков и примеры непонятного распределения финансирования, при котором, например, 70% средств получают всего двенадцать крупных предприятий в сфере производства мяса птицы, вызвали решительный отпор со стороны генерального директора Российского птицеводческого союза Галины Бобылевой. Суть ее возражений сводилась к тому, что деньги поступают прежде всего в виде кредитов, и берет их тот, кто в состоянии освоить, а затем вернуть.

В процессе импортозамещения, особенно быстрого, задачи надо ставить тем, у кого есть опыт и хорошая база. Поэтому здесь на первый план вышли именно крупные предприятия.

Собственно говоря, эти полярные мнения и стали основой для развернувшейся на заседании дискуссии. Практически все ее участники признавали необходимость большей открытости процесса принятия решений по господдержке сельхозпроизводителей.

На совместном заседании были рассмотрены и другие вопросы.
22.10.2014 09:25:03

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход