Российским бурёнкам к президентским выборам может угрожать забой
Два основных фактора наиболее активно влияют на современное развитие молочного животноводства в России: рост импорта племенного КРС и удорожание фуражного зерна. Как известно, импорт КРС, мелкого рогатого скота и свиней c лета 2006 года по май 2009 г...
Два основных фактора наиболее активно влияют на современное развитие молочного животноводства в России: рост импорта племенного КРС и удорожание фуражного зерна.
Как известно, импорт КРС, мелкого рогатого скота и свиней c лета 2006 года по май 2009 года включительно освобожден от уплаты НДС. Согласно официальным правительственным комментариям это решение обусловлено дефицитностью отечественной племенной базы. Но, по имеющейся информации, на упомянутом решении сказались и требования большинства стран-переговорщиков по линии ВТО: не ограничивать импорт ни сельхозпродуктов, ни агросырья, ни живого скота.
По оценкам Союза животноводов России, ко второму полугодию 2007 года в РФ действуют более 20 племзаводов и примерно 500 репродукторов скота российских и зарубежных пород. Фактические же потребности в таких предприятиях почти наполовину больше.
С одной стороны, стране, безусловно, необходимо развитие собственного племенного дела. Но с другой стороны, в России, с нашими бескрайними территориями и убогими реалиями, развитие собственного племенного дела задача долговременная. Поэтому высокопродуктивные импортные породы скота давно пользуются спросом и популярностью у отечественных животноводов.
Как считает доктор биологических наук Сергей Просвирин, «развитие племенного дела в РСФСР прекратилось фактически с 1980-х годов, так что прежние успехи и наработки в подавляющем большинстве своем давно утеряны. Да и по географическим причинам, не говоря уже о сугубо отраслевых факторах, отечественное животноводство не сможет в обозримой перспективе обходиться без племенного импорта. Другое дело - налаживание высокоэффективного племенного дела с помощью адаптирования импортируемых пород к российским условиям и, таким образом, выведение отечественного высокопродуктивного стада».
Схожая точка зрения у кандидата сельскохозяйственных наук Андрея Кучеренко: «Мне непонятно, почему сделана ставка главным образом на импортные мясомолочные и другие породы, которые зачастую не приспособлены к нашим условиям? За границей целесообразно приобретать скот не в массовом порядке, чтобы побыстрее освоить выделенные на это деньги и требовать новых «племенных финансов», а строго индивидуально, учитывая региональные особенности России и тот фактор, что и по селекции, и по генетике в животноводстве страны-поставщики нас обогнали и разрыв этот нарастает. Поэтому нужно приобретать в первую очередь производителей и приспособить их к российским реалиям. Кроме того, огульный максимализм в импорте племенного скота может негативно отразиться и на эпизоотии отечественного поголовья».
Аналогичную точку зрения высказывают и чиновники. Так, на состоявшемся в конце июля в Хабаровске совещании руководителей сельхозпредприятий министр сельского хозяйства этого региона Николай Кологоров подчеркнул: «Да, сельхозпредприятиям нашего края необходимо увеличивать поголовье коров: по сравнению с прошлым годом надои молока только за первое полугодие текущего года снизились на 5%. Прежде всего это связано с уменьшением численности стада, в том числе из-за невыгодных закупочных цен и роста сопутствующих затрат. Однако ситуацию надо менять не только за счет ввоза австралийских коров, но и способствовать росту поголовья местных буренок и их продуктивности. Краевая администрация будет и впредь оказывать финансовую и смежную поддержку такого рода начинаниям».
Кстати, в том же крае до конца осени 2007 года планируется сдать в эксплуатацию первую очередь комплекса «Вяземские молочные фермы», который создается в рамках нацпроекта по АПК. По данным краевого минсельхоза, этот комплекс рассчитан на 3100 коров; в его составе предусмотрены оснащенные современным зарубежным оборудованием доильный зал, три фермы для фуражных коров и родильное отделение. В рамках же первой очереди данного комплекса два коровника, помещение для телят и доильный зал. До конца текущего года должны привезти 500 коров из Австралии. А всего в прошлом году в Хабаровский край из Австралии в рамках того же нацпроекта было доставлено 920 буренок голштино-фризской породы, продуктивность которых по молоку почти втрое больше, чем местных коров (среднегодовой удой одной на одну местную корову ныне не превышает 3 тыс. кг). Австралийские буренки успешно прошли акклиматизацию. А упомянутый проект позволит краю не только почти полностью обеспечивать собственные потребности в сырье для производства молока, но и вывозить его в другие регионы российского Дальнего Востока.
Схожий проект осуществляется в Свердловской области там строится молочный комплекс в ОАО «Каменское» (Каменский район) в рамках нацпроекта. По данным администрации этой области, здесь появится современная молочно-товарная ферма на 1000 голов, 600 из которых составит дойное стадо, преимущественно импортное. Впервые на Урале будет внедрена беспривязная технология содержания животных. А современное зарубежное оборудование позволит полностью автоматизировать все технологические процессы, в том числе кормления, поения, доения. При выходе комплекса на проектную мощность (намечен к середине 2008 года) валовой надой молока достигнет 15 тыс. тонн в год, удой на одну фуражную корову повысится до 7 тыс. кг в год (ОАО «Каменское» занимает площадь свыше 13 тыс. га, в нём ныне содержится 4,5 тыс. голов крупного рогатого скота, более 3,2 тыс. свиней. По результатам 2006 года, валовой надой молока превысил 9,4 тыс. тонн, а удой на одну корову составил 5,7 тыс. кг). Общая стоимость проекта 210 млн рублей.
Но эти и другие аналогичные проекты, как и развитие молочного животноводства в целом, оказываются под прессом удорожания зерна и, соответственно, кормов.
Как считает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов, «дорогое зерно затронет и молочное животноводство, но на оптовой и розничной стоимости молока этот фактор скажется меньше, чем на других продуктах животноводства. Потому что в рационе коров зерно не превышает двадцати процентов, а в рационе свинины и мяса птицы «удельный вес» зерна намного больше».
Что касается риска массового забоя поголовья КРС и роста цен, мнения разделяются. Руководитель Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что «забой может начаться только в небольших хозяйствах и на частных подворьях. А крупные компании по этому пути вряд ли пойдут». Аналогичный прогноз у аналитической компании «Совэкон».
Пессимистичнее настроен директор группы компаний «Русские фермы» Валентин Трофимов: «В скором времени можно ожидать роста себестоимости одного литра молока на 1,15 руб. До 6070% этой себестоимости приходится на корма, поэтому подорожание в опте и рознице будет, скорее всего, заметным. Чтобы сохранить рентабельность и избежать массового забоя, мы будем вынуждены внедрять в рацион другие компоненты, которые пока дорожают медленно».
Более категорично высказываются сами животноводы. Как сказал автору этих строк фермер из Великолукского района Псковской области Виктор Фролов, «сено, как и зерно, ударит по нашему карману. В среднем на одну корову надо запасти, как минимум, две тонны сена до следующей страды. А в такой засушливый и «дорогостоящий» год, как нынешний, для этого надо обкосить три гектара. Однако низкие закупочные цены на молоко и мясо при росте цен не только на зерно и корма, но и на солярку, сельхозинвентарь, удобрения и тому подобное а цены по-прежнему диктуют связанные с крупным бизнесом перепродавцы не позволяют надеяться на приемлемую доходность. Поэтому впору подумать о другом деле».
В этой связи информация из Нижегородской области. Беспрецедентное количество до 226 тыс. тонн фуражного зерна необходимо этому региону, чтобы предотвратить массовый забой скота в личных подсобных хозяйствах. Об этом заявил журналистам замминистра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Александр Абрамов. По его словам, засуха губит урожай, а растущие зерновые цены негативно сказываются на всех отраслях животноводства. Как считает замминистра, необходимо распространять сено среди личных подсобных хозяйств по низким ценам для предотвращения там ликвидации поголовья КРС, свиней и домашней птицы.
Аналогичная ситуация в Волгоградской области. По оценкам облминсельхоза, в текущем году в области свиней стало больше на 15,3%, КРС на 3%, постоянно растет производство молока и мяса. Но размножившуюся живность очень проблематично кормить в связи с засухой и удорожанием зерна с комбикормами, поэтому начинается сокращение «голодающего» животноводческого поголовья, пока без массового забоя. Руководители большинства местных животноводческих хозяйств области уверены, что закупать корма придется в других регионах страны по высоким ценам. Взлет цен на зерно приведет к погибели личных подворий и затем ввергнет в кризис всё животноводство области.
Как считают эксперты, вследствие упомянутых факторов кризисная ситуация в животноводстве Среднего, Нижнего Поволжья и большинства регионов Юга России может реально обозначиться к марту 2008 года, то есть в разгар президентской избирательной кампании.
Как известно, импорт КРС, мелкого рогатого скота и свиней c лета 2006 года по май 2009 года включительно освобожден от уплаты НДС. Согласно официальным правительственным комментариям это решение обусловлено дефицитностью отечественной племенной базы. Но, по имеющейся информации, на упомянутом решении сказались и требования большинства стран-переговорщиков по линии ВТО: не ограничивать импорт ни сельхозпродуктов, ни агросырья, ни живого скота.
По оценкам Союза животноводов России, ко второму полугодию 2007 года в РФ действуют более 20 племзаводов и примерно 500 репродукторов скота российских и зарубежных пород. Фактические же потребности в таких предприятиях почти наполовину больше.
С одной стороны, стране, безусловно, необходимо развитие собственного племенного дела. Но с другой стороны, в России, с нашими бескрайними территориями и убогими реалиями, развитие собственного племенного дела задача долговременная. Поэтому высокопродуктивные импортные породы скота давно пользуются спросом и популярностью у отечественных животноводов.
Как считает доктор биологических наук Сергей Просвирин, «развитие племенного дела в РСФСР прекратилось фактически с 1980-х годов, так что прежние успехи и наработки в подавляющем большинстве своем давно утеряны. Да и по географическим причинам, не говоря уже о сугубо отраслевых факторах, отечественное животноводство не сможет в обозримой перспективе обходиться без племенного импорта. Другое дело - налаживание высокоэффективного племенного дела с помощью адаптирования импортируемых пород к российским условиям и, таким образом, выведение отечественного высокопродуктивного стада».
Схожая точка зрения у кандидата сельскохозяйственных наук Андрея Кучеренко: «Мне непонятно, почему сделана ставка главным образом на импортные мясомолочные и другие породы, которые зачастую не приспособлены к нашим условиям? За границей целесообразно приобретать скот не в массовом порядке, чтобы побыстрее освоить выделенные на это деньги и требовать новых «племенных финансов», а строго индивидуально, учитывая региональные особенности России и тот фактор, что и по селекции, и по генетике в животноводстве страны-поставщики нас обогнали и разрыв этот нарастает. Поэтому нужно приобретать в первую очередь производителей и приспособить их к российским реалиям. Кроме того, огульный максимализм в импорте племенного скота может негативно отразиться и на эпизоотии отечественного поголовья».
Аналогичную точку зрения высказывают и чиновники. Так, на состоявшемся в конце июля в Хабаровске совещании руководителей сельхозпредприятий министр сельского хозяйства этого региона Николай Кологоров подчеркнул: «Да, сельхозпредприятиям нашего края необходимо увеличивать поголовье коров: по сравнению с прошлым годом надои молока только за первое полугодие текущего года снизились на 5%. Прежде всего это связано с уменьшением численности стада, в том числе из-за невыгодных закупочных цен и роста сопутствующих затрат. Однако ситуацию надо менять не только за счет ввоза австралийских коров, но и способствовать росту поголовья местных буренок и их продуктивности. Краевая администрация будет и впредь оказывать финансовую и смежную поддержку такого рода начинаниям».
Кстати, в том же крае до конца осени 2007 года планируется сдать в эксплуатацию первую очередь комплекса «Вяземские молочные фермы», который создается в рамках нацпроекта по АПК. По данным краевого минсельхоза, этот комплекс рассчитан на 3100 коров; в его составе предусмотрены оснащенные современным зарубежным оборудованием доильный зал, три фермы для фуражных коров и родильное отделение. В рамках же первой очереди данного комплекса два коровника, помещение для телят и доильный зал. До конца текущего года должны привезти 500 коров из Австралии. А всего в прошлом году в Хабаровский край из Австралии в рамках того же нацпроекта было доставлено 920 буренок голштино-фризской породы, продуктивность которых по молоку почти втрое больше, чем местных коров (среднегодовой удой одной на одну местную корову ныне не превышает 3 тыс. кг). Австралийские буренки успешно прошли акклиматизацию. А упомянутый проект позволит краю не только почти полностью обеспечивать собственные потребности в сырье для производства молока, но и вывозить его в другие регионы российского Дальнего Востока.
Схожий проект осуществляется в Свердловской области там строится молочный комплекс в ОАО «Каменское» (Каменский район) в рамках нацпроекта. По данным администрации этой области, здесь появится современная молочно-товарная ферма на 1000 голов, 600 из которых составит дойное стадо, преимущественно импортное. Впервые на Урале будет внедрена беспривязная технология содержания животных. А современное зарубежное оборудование позволит полностью автоматизировать все технологические процессы, в том числе кормления, поения, доения. При выходе комплекса на проектную мощность (намечен к середине 2008 года) валовой надой молока достигнет 15 тыс. тонн в год, удой на одну фуражную корову повысится до 7 тыс. кг в год (ОАО «Каменское» занимает площадь свыше 13 тыс. га, в нём ныне содержится 4,5 тыс. голов крупного рогатого скота, более 3,2 тыс. свиней. По результатам 2006 года, валовой надой молока превысил 9,4 тыс. тонн, а удой на одну корову составил 5,7 тыс. кг). Общая стоимость проекта 210 млн рублей.
Но эти и другие аналогичные проекты, как и развитие молочного животноводства в целом, оказываются под прессом удорожания зерна и, соответственно, кормов.
Как считает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов, «дорогое зерно затронет и молочное животноводство, но на оптовой и розничной стоимости молока этот фактор скажется меньше, чем на других продуктах животноводства. Потому что в рационе коров зерно не превышает двадцати процентов, а в рационе свинины и мяса птицы «удельный вес» зерна намного больше».
Что касается риска массового забоя поголовья КРС и роста цен, мнения разделяются. Руководитель Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что «забой может начаться только в небольших хозяйствах и на частных подворьях. А крупные компании по этому пути вряд ли пойдут». Аналогичный прогноз у аналитической компании «Совэкон».
Пессимистичнее настроен директор группы компаний «Русские фермы» Валентин Трофимов: «В скором времени можно ожидать роста себестоимости одного литра молока на 1,15 руб. До 6070% этой себестоимости приходится на корма, поэтому подорожание в опте и рознице будет, скорее всего, заметным. Чтобы сохранить рентабельность и избежать массового забоя, мы будем вынуждены внедрять в рацион другие компоненты, которые пока дорожают медленно».
Более категорично высказываются сами животноводы. Как сказал автору этих строк фермер из Великолукского района Псковской области Виктор Фролов, «сено, как и зерно, ударит по нашему карману. В среднем на одну корову надо запасти, как минимум, две тонны сена до следующей страды. А в такой засушливый и «дорогостоящий» год, как нынешний, для этого надо обкосить три гектара. Однако низкие закупочные цены на молоко и мясо при росте цен не только на зерно и корма, но и на солярку, сельхозинвентарь, удобрения и тому подобное а цены по-прежнему диктуют связанные с крупным бизнесом перепродавцы не позволяют надеяться на приемлемую доходность. Поэтому впору подумать о другом деле».
В этой связи информация из Нижегородской области. Беспрецедентное количество до 226 тыс. тонн фуражного зерна необходимо этому региону, чтобы предотвратить массовый забой скота в личных подсобных хозяйствах. Об этом заявил журналистам замминистра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Александр Абрамов. По его словам, засуха губит урожай, а растущие зерновые цены негативно сказываются на всех отраслях животноводства. Как считает замминистра, необходимо распространять сено среди личных подсобных хозяйств по низким ценам для предотвращения там ликвидации поголовья КРС, свиней и домашней птицы.
Аналогичная ситуация в Волгоградской области. По оценкам облминсельхоза, в текущем году в области свиней стало больше на 15,3%, КРС на 3%, постоянно растет производство молока и мяса. Но размножившуюся живность очень проблематично кормить в связи с засухой и удорожанием зерна с комбикормами, поэтому начинается сокращение «голодающего» животноводческого поголовья, пока без массового забоя. Руководители большинства местных животноводческих хозяйств области уверены, что закупать корма придется в других регионах страны по высоким ценам. Взлет цен на зерно приведет к погибели личных подворий и затем ввергнет в кризис всё животноводство области.
Как считают эксперты, вследствие упомянутых факторов кризисная ситуация в животноводстве Среднего, Нижнего Поволжья и большинства регионов Юга России может реально обозначиться к марту 2008 года, то есть в разгар президентской избирательной кампании.
03.02.2010 17:42:57
источник:
АПК-Информ