Риск - дело благородное

Фермер Иван ШВЕЦОВ не отступит перед засухой и перекупщиками.
Может быть, потому, что в те первые послевоенные годы очень бедно жила многодетная крестьянская семья Швецовых, где подрастали семеро ребятишек; может, потому, что не радовали урожаями поля села Горелое, что под Тамбовом, где стоял их родительский дом, но еще мальчишкой Ваня для себя решил: буду агрономом! Такие хотелось выращивать ему хлеба, чтобы колос тяжкий золотой гнулся только от налива полновесными зернами, но не от щуплости или непогоды, чтобы от высокой урожайности жатки забивались и чтобы мукомольные качества его пшенички во много раз превосходили все доселе известные сорта зерновых по всем показателям.

УДАРНАЯ ПЯТИЛЕТКА

Когда человек твердо знает, что хочет, легче бывает и добиваться цели. После школы Иван успешно отучился на агрономическом факультете плодоовощного института, как тогда назывался нынешний Мичуринский агроуниверситет, отдал долг Родине, отслужив в одной из частей ПВО под Свердловском, и вернулся в родные края заниматься любимым делом.

Местом работы молодого агронома стал расположенный в полусотне верст от областного центра Знаменский район, необыкновенно живописный край - недаром именно здесь некогда выбирали себе места под имения самые родовитые российские бояре да дворяне.

Ивану Николаевичу досталось отнюдь не передовое хозяйство - колхоз имени Кирова в селе Александровке. Но энергия и самоотдача увлеченного своим делом специалиста позволили быстро улучшить экономические показатели, повысить урожайность. И недаром именно он, Швецов, после первой же трудовой пятилетки был избран в том колхозе председателем.

Человек, которого родители и природа сполна наделили могучим здоровьем, крепкой духовной и физической статью, если о чем и сожалел в те годы, так это о том, что в сутках всего лишь 24 часа, которые невозможно растянуть подольше, чтобы успеть сделать все, что хотелось. А обуревала его жажда много строить, пахать, сеять, получать рекордные урожаи. И чувствовать себя подлинным хозяином земли!

Такая возможность представилась ему, как и многим его коллегам-земледельцам, в середине 90-х годов, то есть десяток лет назад. Вначале попробовал себя Иван Николаевич на предпринимательской стезе. И так развернул сбыт семян подсолнечника, пшеницы, что пошли они на "ура". Но затем по не очень толковому наущению "знатоков" ухватился за монокультуры - кабачок, тыкву. И потерпел фиаско. Лукавые перекупщики сбыли ему семена, обещая, что вырастут корнеплоды огромные, как арбузы, а вышла та же тыква - с кулачок. Брать ее никто не брал, лишь росли нереализованные терриконы "добра" в назидание потомкам.

А ЧЕМ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ?

После первого опыта предпринимательства Иван Николаевич целиком переключился на производственную деятельность, более близкую и понятную, занялся растениеводством. И сегодня, при полном севообороте, в ведении индивидуального предпринимателя, главы КФХ " Швецов" полторы тысячи гектаров пашни, где основные участки отданы под ячмень, озимую пшеницу, а клинья объемом несколько поменьше занимают посевы сахарной свеклы, подсолнечника, яровой пшеницы. 220 гектаров - под парами; земле нужно и отдыхать, чтобы потом воздавать за правильный уход сторицей.

Всего в Знаменском районе числится сто двадцать крестьянских (фермерских) хозяйств. Реально действуют из них восемьдесят. Есть такие, которые куда как масштабнее швецовского - там и растениеводство, и животноводство, и пасеки. Но отгородились многие из этих фермеров высоченными заборами от всего окружающего мира, словно и знать никого не хотят и слышать ни о чем не желают, лишь свои закрома да капиталы для них существуют. Не таков депутат Знаменского райсовета Иван Швецов; и он сам, и семья его, где жена - учительница, дочь - банковский работник, а сын с недавних пор помощник отцу в его фирме, живут интересами и сел своих, где арендуют крестьянские паи, и района в целом, на земле которого работают. Отсюда авторитет и уважение земляков.

Курирующий КФХ "Швецов" тамбовский специалист агролиги Андрей Орлов, регулярно навещающий подведомственное ему хозяйство, много хорошего рассказал об Иване Николаевиче, о людях, с ним работающих, которых насчитывается 16 человек. Не мог Андрей Ильич не затронуть и некоторые проблемы, бытующие в отрасли.

- Земледелие - самый рискованный сектор сельскохозяйственного производства, - говорит Орлов, - потому что форс-мажорные факторы в любой миг способна внести природа. И, конечно, банковские кредиты фермерам нужно предоставлять не на один год (вдруг засуха - неурожай, чем тогда расплачиваться? ), а на пять-семь лет. Об этом, кстати, и министр Алексей Гордеев не раз говорил, как о первостатейной заботе в деле развития сельских подворий, фермерских хозяйств. Второй вопрос - не прекращающийся диспаритет цен. Анализируют ли в нашем уважаемом правительстве тот огромный разрыв, что образовался между стоимостью семян, техники, ГСМ и ценами за собранное зерно? Там - рост в разы, не подступишься без кредитов, а тут - очень низкая закупочная цена, обижающая товаропроизводителя, сводящая к нулю все его усилия по выращиванию урожая.

- Третья беда, - продолжает наш герой, -пресловутые посредники, ловкачи, наживающиеся на спекуляции продуктами, произведенными теми же фермерами. Они делают все для того, чтобы отгородить глав хозяйств от реализации урожая напрямую, и запруду эту без административных мер не пробить. Видимо, и законодателю нужно плотнее заняться изучением проблемы, чтобы доходы шли по назначению: производителям, в казну государства в качестве налогов, но не в бездонный карман перекупщиков.

ДОЖДЬ-ЧАРОДЕЙ!

...Мы объездили с Иваном Николаевичем все его поля. На каждом останавливались, и он, выходя из-за руля "Нивы", озабоченно рассматривал то ячменный, то пшеничный колос, надрывая стебель своими могучими руками. Бережно пересчитывал зерна, вздыхал, глядя на небо: "Ну что же дождя-то нет, трещины уже в земле - хоть ладонь просовывай". В другом случае, низко склоняясь к земле, внимательно рассматривал на закраешках посевов то, что видно только ему, агроному с завидным практическим опытом: опять мыши-полевки шустрили, ты погляди, сколько объели, надо будет еще раз приманки им раскидать.

На полевой дороге, у светлого березнячка села Дуплято - Маслово, где царит оглушительная тишина и синее небо колышется на горизонте, как море, сливаясь с изумрудной зеленью полей, Иван Николаевич (на фото справа) притормозил, завидев взмахи руки комбайнера.

- Здравствуй, Женя, что у тебя? Бритва с культиватора полетела? Сейчас пришлю с базы запчасти.

- Женя Бондарев - золотой парень, - говорит по дороге Иван Николаевич, - трудяга, каких поискать, в технику влюблен с детских лет, готов ночевать за рычагами. А Деревякин, мой помощник по технической части, дипломированный инженер, сам на тракторе или комбайне кому хочешь фору даст.

...Несколько дней спустя после встречи звоню Швецову в Знаменку, интересуюсь, были ли дожди? "Да, были, и хорошие пролили, - слышу ликование в голосе Ивана Николаевича. - Сразу все в рост пошло - и зерновые, и подсолнечник, и свекла. Орлов приезжал, говорит, виды на урожай очень хорошие".
02.07.2007 15:31:45

источник: Российская аграрная газета (приложение к газете Труд)
Неверное имя пользователя или пароль

Вход