Пошлина на импорт отменена

Согласованные с Кабмином лимиты на экспорт зерна уже исчерпаны, но отдельным трейдерам это не мешает проводить отгрузку за рубеж. Теперь искушение нарушить договоренности с правительством только возрастет. Как на это будут реагировать в Минагропроде?...
Россия признала серьезный дефицит зерна на внутреннем рынке. Чтобы удержать цены, правительство в течение трех месяцев потратило четверть запасов государственного интервенционного фонда. Теперь компенсировать недостачу планируют поставками из-за рубежа. Минэкономразвития РФ предложило отменить импортную пошлину на пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу. Льготный режим экспорта будет действовать до 1 августа 2013 г. Это решение должно быть согласовано с Белоруссией и Казахстаном – при самом оперативном прохождении формальностей пошлины могут снять к середине марта.

В то время как российские чиновники стимулируют поставки зерна, у Украины появляется противоположная проблема – как удержать сельхозпродукцию внутри страны, в том числе и от поставок на российский рынок.

Стоимость пшеницы третьего класса в России – $300-380/тонна (в зависимости от региона). В Украине – около $280. «Экономически поставки могут быть выгодны, хотя Россия никогда не была традиционным рынком сбыта для украинского зерна, – поясняет Елизавета Малышко, эксперт зернового рынка компании «Украгроконсалт». – Но в стране нет ресурса для экспорта, поскольку объемы, оговоренные в меморандуме, исчерпаны». Правда, события последней недели показали, что эта преграда очень условна.

На прошлой неделе Минагропрод вопреки всем договоренностям зафиксировал отгрузку пшеницы на экспорт из Херсонского и Николаевского портов. Один из таких экспортеров – компания Trade Field, управляющая украинским зернотрейдером «Поли-Грейн Агро». В Украинской зерновой ассоциации, которая объединяет большинство экспортеров зерна, открестились от нарушителей. «Мы не знаем этих компаний. Если государство захочет прибегнуть к санкциям, мы не будем их защищать», – сказал Forbes генеральный директор УЗА Владимир Клименко.

Однако «прибегнуть к санкциям» будет очень сложно. «Меморандум, подписанный между участниками зернового рынка и правительством, не является юридически обязательным к выполнению документом. Но во всем мире такая практика существует, и она позволяет сделать рынок прогнозируемым», – отмечает Андрей Заблоцкий, руководитель департамента международной торговли юридической компании «Волков и партнеры». По его словам, на сегодня никаких официальных ограничений экспорта зерна из Украины нет, а значит, нет и оснований предъявить какие-то претензии компаниям, которые продолжают отгружать зерно в обход меморандума. «Но государство всегда может найти рычаги, чтобы приостановить погрузку судна – проверки карантинной службы, дополнительный отбор проб, задержка таможенного оформления и т.д», – добавляет он.

Как украинское правительство намерено добиться выполнения договоренностей в условиях формально свободного экспорта, Forbes спросил у первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Ивана Бисюка.


– Иван Юрьевич, будут ли применяться какие-то санкции к компаниям, которые продолжали экспортировать пшеницу сверх определенного меморандумом лимита?

– У нас нет задачи кого-то наказать. В этом сезоне наше сотрудничество с участниками зернового рынка было толерантным и прозрачным. У нас есть договоренности относительно допустимых объемов экспорта, раз в две недели мы встречаемся с трейдерами для обсуждения текущей ситуации. По мере уточнения балансов предел пшеничного экспорта был несколько раз повышен – c 4 млн тонн до 6,1 млн. Но когда исчерпались все лимиты, у нас возник здоровый интерес: почему появляются компании, которые не выполняют условия меморандума?

– Корабли с пшеницей беспрепятственно покинули порты?

– Для нас не так уж принципиальны те несколько тысяч тонн пшеницы, которые были вывезены. Конечно, мы не будем их задерживать, компании заберут свое зерно. Но в данном случае нас очень волнуют наши дальнейшие отношения с зернотрейдерами. Если есть договоренности, то их должны придерживаться обе стороны.

Мы не хотим вводить официальный запрет на экспорт зерна. Для этого нет оснований. Поэтому мы пригласили трейдеров, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. К слову, сами трейдеры не одобрили такого несанкционированного экспорта, и думаю, этим компаниям будет неудобно в кругу своих коллег.

– За последний месяц в нескольких регионах были повышены или предприняты попытки повысить цены на хлеб. Минагропрод не планирует инициировать ограничения на экспорт муки?

– Нет! Наоборот, мы считаем, что муку нужно активно экспортировать. Это продукт с высокой добавленной стоимостью. В этом сезоне темпы экспорта муки значительно опережают прошлогодние (в 2012 г. Украина экспортировала 156,7 тыс. тонн пшеничной муки, что на 31% больше, чем в 2011 г.; в денежном выражении экспорт муки увеличился на 23%, до $51 млн. – Forbes).

– Может ли быть возобновлена обязательная регистрация ВЭД-контрактов на Аграрной бирже как средство дополнительного контроля объемов экспорта?

– Формально она еще не отменена. Чтобы упразднить регистрацию, нужно внести несколько изменений в соответствующие законодательные акты. Как раз сейчас это происходит, идет рабочий процесс. Мы, со своей стороны, настаивали на том, что правительству необходимо знать, какое зерно, какого качества и в каком объеме вывозится. Но пока мы движемся в направлении упразднения этого механизма.
07.02.2013 04:32:56

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход