Оптимальные затраты
Основные производственные затраты аграрного предприятия приходятся на фонд заработной платы и энергоносители, в первую очередь газ и электроэнергию. Немалую часть затрат также составляют расходы на корма. При этом, как полагают эксперты, реально повл...
Лучший способ минимизации затрат на зарплаты сотрудникам – «выпуск меньшим количеством работников большего количества продукции», уверен Игорь Худокормов, председатель совета директоров «Продимекс-Холдинга». Причем заниматься этим вопросом должен лично глава предприятия, добавляет Марина Макаренко, директор по персоналу и организационному развитию холдинга «Русагро». В целях оптимизации фонда заработных плат важно строго регламентировать эту статью расходов. Например, в агрофирме «Белая Дача» бюджет составляется сразу на весь календарный год. При этом зарплата каждого сотрудника состоит из двух частей: постоянной минимальной и сдельной, привязанной к результату труда, рассказывает финансовый директор «Белой Дачи» Натела Черкащенко. Исключение, по ее словам, составляют только ИТР-работники и администрация, оклады которых сложно напрямую увязать с их трудовыми показателями.
Деятельность работников, занятых на производстве, на «Белой Даче» оценивают количеством трудочасов. «Зарплата сборщицы [овощей] зависит от объема собранного урожая. То есть, рассуждая теоретически, если его нет, то работница ничего и не получит, – говорит Черкащенко. – Причем и мы сами как менеджеры находимся ровно в таких же условиях». Аналогичным образом складываются и зарплаты руководителей бизнес-направлений на местах. Если отделение выполнило план, то управляющий получает 100% зарплаты, если не выполнило – существуют понижающие коэффициенты, поясняет Черкащенко. Такой подход, уверяет она, позволяет оптимизировать фонд заработной платы и дисциплинирует работников. «Если мы хотим получать больше денег, то должны заставлять людей больше работать. К тому же у нас достаточно усредненный план, и если работники его перевыполняют, то мы, разумеется, им доплачиваем», – резюмирует она.
Оптимизировать фонд заработной платы помогает использование доильных залов. По словам Александра Авдеева, гендиректора подмосковного племзавода «Коммунарка», их наличие позволяет снизить число доярок, а значит, и расходы на зарплату. «Нам нет резона обогревать все коровники [для комфортной работы доярок], а дояркам не надо приходить доить каждую корову, подключать оборудование и т. д.», – объясняет он. Поэтому на предприятии решили построить современный доильный зал и перейти на систему беспривязного содержания, что, по его словам, позволит сократить число доярок в пять раз.
Затраты на энергоресурсы – вторая важная статья производственных расходов, на которую обращают внимание опрошенные «Агробизнесом» участники рынка. Однако оптимизировать этот вид издержек, по их словам, крайне сложно. «Можно, конечно, лампочки в кабинетах выключать. Но это ничего не даст, потому что затраты приходятся в основном на работу оборудования, а на нем проблематично экономить», – разводит руками Черкащенко. На «Белой Даче» давно не могут решить, как снизить затраты на энергоносители. «Сейчас существуют специальные энергетические программы. Они предусматривают «ночной» и «дневной» тарифы, которые по цене различаются в разы, – рассуждает Черкащенко. – В свое время мы пытались использовать «ночную» энергию. Но у растений есть биологический цикл: они отдыхают ночью и растут днем, – поэтому такая экономия нерациональна». Однако, по ее словам, переход на «ночные» тарифы оплаты энергии позволяет серьезно сэкономить хозяйствам, не связанным с тепличным растениеводством.
На «Белой Даче» в двух теплицах внедрили экспериментальную разработку. Как объясняет Черкащенко, она представляет собой программу, которая контролирует и поддерживает в помещении нужную температуру, а также в автоматическом режиме открывает и закрывает форточки. «Таким образом, мы серьезно экономим на теплоэнергии», – радуется Черкащенко. По ее словам, это особенно важно в зимний период: ночью температуру можно делать ниже, а днем – повышать. Кроме того, существует так называемый период простоя теплиц, когда в них ничего не выращивается, но постоянная температура все равно должна поддерживаться. На «Белой Даче» планируют внедрить эту программу еще в нескольких теплицах.
Статья расходов на энергозатраты, актуальная для растениеводческих, свиноводческих и птицеводческих хозяйств, которые традиционно нуждаются в поддержании фиксированных температур в помещениях, гораздо менее значительна для компаний, специализирующихся на молочном и мясном животноводстве. Как говорят представители этих предприятий, отопления коровам не нужно, а затраты на топливо невысоки. Зато стоимость кормов, по подсчетам Авдеева из «Коммунарки», составляет 50–65% в общей структуре расходов. Главным способом оптимизации этой статьи, по его словам, является отказ от приобретения кормов «на стороне» и их самостоятельное производство.
«Даже наличие маленького комбикормового завода позволяет серьезно сэкономить», – утверждает Авдеев, добавляя, что и здесь предприятие могут ждать незапланированные расходы, в том числе сезонный рост стоимости зерна, кукурузы и других компонентов комбикормов. Поэтому Авдеев советует «подстраховаться», покупая корма на полгода или год вперед либо выращивая кормовые культуры самостоятельно. «Раньше мы не всегда так поступали и иногда несли ощутимые убытки, – признается гендиректор «Коммунарки». – Ведь затраты на корма порой приближались к стоимости молока».
Руководство «Коммунарки» стремится минимизировать издержки, приобретая технику с минимальным расходом горюче-смазочных материалов. Не так давно хозяйство приобрело новый сельскохозяйственный комплекс, состоящий из полноприводного трактора Buhler Versatile (Канада) мощностью 425 л. с. и посевного комплекса Horsch (Германия). Авдеев обращает внимание на ширину сеялки – 12 метров, которая позволяет обрабатывать широкую полосу земли со скоростью 10 км/ч. Такие показатели комплекса (не менее 10 га/ч.), говорит Авдеев, позволили уменьшить срок посевной кампании с месяца до двух недель, а число задействованных в этом процессе механизаторов – с 60 до 23. Однако комплекс обошелся в значительную для средней агрокомпании сумму – порядка 15 млн руб. Тем не менее Авдеев уверен, что сможет окупить его за два года.
Отдельная статья расходов аграрного предприятия – логистика. Так, на «Белой Даче» нет своего распределительного центра: товар развозят по супермаркетам за счет компании. «Для нас было бы оптимально, чтобы магазины создавали собственные распределительные центры, как это делает сеть «Копейка», – мечтает Черкащенко. Поэтому сотрудничество с «Копейкой» позволяет компании экономить на доставке. К тому же при наличии у сети распредцентра товар можно доставить в одно место, а не развозить его по разным магазинам. Кроме того, фура «просто физически не может объехать больше десяти точек в день», – добавляет Черкащенко.
Еще одна затратная статья – расходы на упаковку. «Белая Дача» нашла свой способ оптимизировать их: продукция высокогокачества расфасовывается в дорогостоящие картонные ящики, а остальная – в полиэтиленовые мешки многоразового использования, которые магазины возвращают агрофирме после реализации продукции.
Минимизировать любые затраты, по мнению участников рынка, помогает автоматизация производства. По словам Худокормова из «Продимекса», его компания с самого начала работы на рынке взяла курс на автоматизацию. «Это требование времени», – говорит он, оговариваясь, что другого универсалоьного рецепта минимизации издержек не существует. При этом, по его словам, возможности снизить затраты во многом определяются степенью модернизации предприятия, позволяющей уменьшить количество работников. Тогда оставшимся сотрудникам можно будет поднять зарплату без снижения доходности бизнеса, уточняет Худокормов.
Другие статьи производственных затрат, кроме фонда зарплат и энергоресурсов, по словам Черкащенко, оптимизировать сложно. На семенах и удобрениях в «Белой Даче» не экономят, однако предпринимают попытки минимизировать издержки без потери качества. «Например, мы ведем статистику, сколько удобрений используется на один квадратный метр. Для этого у нас есть специальная, еще «досовская», программа, куда вносятся эти данные, – рассказывает Черкащенко. – Таким образом, всегда можно контролировать расход воды, удобрений, температуру в помещениях». Соглашаясь с важностью автоматизации производства, Черкащенко не согласна, что это дорогостоящий проект: «Такую программу за небольшие деньги может написать любой квалифицированный программист». Оптимизация затрат – в первую очередь контроль над ними, резюмирует она.
Агрохозяйства, основанные в советское время, часто имеют непрофильные активы, в том числе объекты инфраструктуры и социальной сферы. Они могут стать для собственника компании серьезной статьей расходов, оптимизировать которые крайне сложно. По словам Авдеева, «Коммунарка» владела несколькими домами и котельными, которые впоследствии были переведены в муниципальную собственность. «Формально эти объекты считались нашими, но мы не могли ими распоряжаться и вынуждены были тратиться на их обслуживание, – вспоминает Авдеев. – Их оказалось очень трудно передать району, но оно того стоило. Возможно, на такие активы не тратится много денег, зато уходит масса времени и сил». По мнению Макаренко из «Русагро», даже вывод непрофильных активов в отдельные юридические лица заметно влияет на оптимизацию затрат. Она говорит, что в ее холдинге такие предприятия работают на самоокупаемости. Это позволяет не перегружать затратами основные предприятия.
Деятельность работников, занятых на производстве, на «Белой Даче» оценивают количеством трудочасов. «Зарплата сборщицы [овощей] зависит от объема собранного урожая. То есть, рассуждая теоретически, если его нет, то работница ничего и не получит, – говорит Черкащенко. – Причем и мы сами как менеджеры находимся ровно в таких же условиях». Аналогичным образом складываются и зарплаты руководителей бизнес-направлений на местах. Если отделение выполнило план, то управляющий получает 100% зарплаты, если не выполнило – существуют понижающие коэффициенты, поясняет Черкащенко. Такой подход, уверяет она, позволяет оптимизировать фонд заработной платы и дисциплинирует работников. «Если мы хотим получать больше денег, то должны заставлять людей больше работать. К тому же у нас достаточно усредненный план, и если работники его перевыполняют, то мы, разумеется, им доплачиваем», – резюмирует она.
Оптимизировать фонд заработной платы помогает использование доильных залов. По словам Александра Авдеева, гендиректора подмосковного племзавода «Коммунарка», их наличие позволяет снизить число доярок, а значит, и расходы на зарплату. «Нам нет резона обогревать все коровники [для комфортной работы доярок], а дояркам не надо приходить доить каждую корову, подключать оборудование и т. д.», – объясняет он. Поэтому на предприятии решили построить современный доильный зал и перейти на систему беспривязного содержания, что, по его словам, позволит сократить число доярок в пять раз.
Затраты на энергоресурсы – вторая важная статья производственных расходов, на которую обращают внимание опрошенные «Агробизнесом» участники рынка. Однако оптимизировать этот вид издержек, по их словам, крайне сложно. «Можно, конечно, лампочки в кабинетах выключать. Но это ничего не даст, потому что затраты приходятся в основном на работу оборудования, а на нем проблематично экономить», – разводит руками Черкащенко. На «Белой Даче» давно не могут решить, как снизить затраты на энергоносители. «Сейчас существуют специальные энергетические программы. Они предусматривают «ночной» и «дневной» тарифы, которые по цене различаются в разы, – рассуждает Черкащенко. – В свое время мы пытались использовать «ночную» энергию. Но у растений есть биологический цикл: они отдыхают ночью и растут днем, – поэтому такая экономия нерациональна». Однако, по ее словам, переход на «ночные» тарифы оплаты энергии позволяет серьезно сэкономить хозяйствам, не связанным с тепличным растениеводством.
На «Белой Даче» в двух теплицах внедрили экспериментальную разработку. Как объясняет Черкащенко, она представляет собой программу, которая контролирует и поддерживает в помещении нужную температуру, а также в автоматическом режиме открывает и закрывает форточки. «Таким образом, мы серьезно экономим на теплоэнергии», – радуется Черкащенко. По ее словам, это особенно важно в зимний период: ночью температуру можно делать ниже, а днем – повышать. Кроме того, существует так называемый период простоя теплиц, когда в них ничего не выращивается, но постоянная температура все равно должна поддерживаться. На «Белой Даче» планируют внедрить эту программу еще в нескольких теплицах.
Статья расходов на энергозатраты, актуальная для растениеводческих, свиноводческих и птицеводческих хозяйств, которые традиционно нуждаются в поддержании фиксированных температур в помещениях, гораздо менее значительна для компаний, специализирующихся на молочном и мясном животноводстве. Как говорят представители этих предприятий, отопления коровам не нужно, а затраты на топливо невысоки. Зато стоимость кормов, по подсчетам Авдеева из «Коммунарки», составляет 50–65% в общей структуре расходов. Главным способом оптимизации этой статьи, по его словам, является отказ от приобретения кормов «на стороне» и их самостоятельное производство.
«Даже наличие маленького комбикормового завода позволяет серьезно сэкономить», – утверждает Авдеев, добавляя, что и здесь предприятие могут ждать незапланированные расходы, в том числе сезонный рост стоимости зерна, кукурузы и других компонентов комбикормов. Поэтому Авдеев советует «подстраховаться», покупая корма на полгода или год вперед либо выращивая кормовые культуры самостоятельно. «Раньше мы не всегда так поступали и иногда несли ощутимые убытки, – признается гендиректор «Коммунарки». – Ведь затраты на корма порой приближались к стоимости молока».
Руководство «Коммунарки» стремится минимизировать издержки, приобретая технику с минимальным расходом горюче-смазочных материалов. Не так давно хозяйство приобрело новый сельскохозяйственный комплекс, состоящий из полноприводного трактора Buhler Versatile (Канада) мощностью 425 л. с. и посевного комплекса Horsch (Германия). Авдеев обращает внимание на ширину сеялки – 12 метров, которая позволяет обрабатывать широкую полосу земли со скоростью 10 км/ч. Такие показатели комплекса (не менее 10 га/ч.), говорит Авдеев, позволили уменьшить срок посевной кампании с месяца до двух недель, а число задействованных в этом процессе механизаторов – с 60 до 23. Однако комплекс обошелся в значительную для средней агрокомпании сумму – порядка 15 млн руб. Тем не менее Авдеев уверен, что сможет окупить его за два года.
Отдельная статья расходов аграрного предприятия – логистика. Так, на «Белой Даче» нет своего распределительного центра: товар развозят по супермаркетам за счет компании. «Для нас было бы оптимально, чтобы магазины создавали собственные распределительные центры, как это делает сеть «Копейка», – мечтает Черкащенко. Поэтому сотрудничество с «Копейкой» позволяет компании экономить на доставке. К тому же при наличии у сети распредцентра товар можно доставить в одно место, а не развозить его по разным магазинам. Кроме того, фура «просто физически не может объехать больше десяти точек в день», – добавляет Черкащенко.
Еще одна затратная статья – расходы на упаковку. «Белая Дача» нашла свой способ оптимизировать их: продукция высокогокачества расфасовывается в дорогостоящие картонные ящики, а остальная – в полиэтиленовые мешки многоразового использования, которые магазины возвращают агрофирме после реализации продукции.
Минимизировать любые затраты, по мнению участников рынка, помогает автоматизация производства. По словам Худокормова из «Продимекса», его компания с самого начала работы на рынке взяла курс на автоматизацию. «Это требование времени», – говорит он, оговариваясь, что другого универсалоьного рецепта минимизации издержек не существует. При этом, по его словам, возможности снизить затраты во многом определяются степенью модернизации предприятия, позволяющей уменьшить количество работников. Тогда оставшимся сотрудникам можно будет поднять зарплату без снижения доходности бизнеса, уточняет Худокормов.
Другие статьи производственных затрат, кроме фонда зарплат и энергоресурсов, по словам Черкащенко, оптимизировать сложно. На семенах и удобрениях в «Белой Даче» не экономят, однако предпринимают попытки минимизировать издержки без потери качества. «Например, мы ведем статистику, сколько удобрений используется на один квадратный метр. Для этого у нас есть специальная, еще «досовская», программа, куда вносятся эти данные, – рассказывает Черкащенко. – Таким образом, всегда можно контролировать расход воды, удобрений, температуру в помещениях». Соглашаясь с важностью автоматизации производства, Черкащенко не согласна, что это дорогостоящий проект: «Такую программу за небольшие деньги может написать любой квалифицированный программист». Оптимизация затрат – в первую очередь контроль над ними, резюмирует она.
Агрохозяйства, основанные в советское время, часто имеют непрофильные активы, в том числе объекты инфраструктуры и социальной сферы. Они могут стать для собственника компании серьезной статьей расходов, оптимизировать которые крайне сложно. По словам Авдеева, «Коммунарка» владела несколькими домами и котельными, которые впоследствии были переведены в муниципальную собственность. «Формально эти объекты считались нашими, но мы не могли ими распоряжаться и вынуждены были тратиться на их обслуживание, – вспоминает Авдеев. – Их оказалось очень трудно передать району, но оно того стоило. Возможно, на такие активы не тратится много денег, зато уходит масса времени и сил». По мнению Макаренко из «Русагро», даже вывод непрофильных активов в отдельные юридические лица заметно влияет на оптимизацию затрат. Она говорит, что в ее холдинге такие предприятия работают на самоокупаемости. Это позволяет не перегружать затратами основные предприятия.
20.09.2005 14:00:31