Молочное дело - непростое

AGRORU.com побывал в гостях у Группы Компаний "Молоконт". У нас состоялся интересный разговор с управляющим ГК "Молоконт" Парфеновым Григорием Александровичем, директором по продажам Одровым Сергеем Владиславовичем и Президентом  ...
Для начала мы попросили рассказать об  истории возникновения компании.Президент ГК "Молоконт"  Парфенов Александр Борисович рассказывает:

-История  нашей компании очень давняя. Началась она в  девяностых годах, когда наступила перестройка. Лихие времена были в России. В  основном мы работали в сфере атомной техники, причем создавали  противовес так называемому СОИ. Несмотря на хорошее развитие этого направления, нам захотелось попробовать что-то новое. Мы обратили внимание, что в Россию стало  поступать  оборудование для сельского хозяйства иностранного производства, в частности, молочные заводы. Эти импортные заводы  обладали большой емкостью, размеры блок-контейнеров   были достаточно громоздкими, оборудование  создавалось именно под большие предприятия – на 10 тонн, 5 тонн.

Но в то же время сегмент молочного производства претерпевал изменения, был период, когда объемы производства  молока стали уменьшаться, и потребность в таких крупных молокоперерабатывающих комплексных агрегатах также стала снижаться. При этом сектор малых форм хозяйствования, молочных ферм практически исчез, так как нуждался в серьезной государственной и инвестиционной поддержке и технологическом обновлении.

И тогда мы поставили перед собой задачу создать завод с небольшим объемом переработки. На уровне Министерства нас поддержали, выделили немного средств для реализации такого проекта.  И у нас получилось. Одной из трудностей для нас как для производителей такого оборудования было следование  нашим, российским санитарным и другим требованиям, они у нас очень жесткие, гораздо строже, чем, например, в Европе. То есть надо было решить проблему с уменьшением объемов самого оборудования, его размеров и  при этом соблюсти все необходимые нормы.

В 1992 году мы сделали и поставили свой первый модульный молокоперерабатывающий завод под Коломной.Мы поняли, что направление выбрано правильно,и стали работать над улучшением всех параметров нашего оборудования, вентиляции, кондиционирования. К тому же мы убедились, что существуют неоспоримые преимущества у компактного модульного оборудования – сокращаются транспортные издержки, например, потому что  оборудование, поставляемое ранее иностранными поставщиками, имело размеры, требующие особых условий транспортировки, специальной техники для погрузки-разгрузки.

Мы запатентовали наш способ  создания модульного  перерабатывающего молочного завода и начали активное развитие. На сегодняшний день мы получили уникальный малый завод с  объемом переработки до 2 тонн в  сутки, полностью  соответствующий  всем санитарным правилам РФ. В позапрошлом году мы успешно начали сотрудничество с «Росагролизингом», и по линии этого сотрудничества были реализованы наши модульные заводы. Практически 2 завода в месяц со всем пакетом документации мы выпускали, и поставляли  по всей России и ближнему зарубежью, например, у нас были поставки в Казахстан, Армению.

AGRORU.com: Александр Борисович, поделитесь своим взглядом на проблемы в молочной отрасли?

- Проблемы, конечно, есть, они в основном  связаны с общей тяжелой ситуацией в агрокомплексе нашей страны, но я лично считаю, что  начинать подъем сельского хозяйства нужно с небольших заводов, малых ферм, потому что, если есть конкретный хозяин – собственник, он будет за свое хозяйство бороться.

Конечно, прошлый год сильно отрицательно сказался на рынке переработки молока. И в этом году мы еще продолжаем  решать проблемы, которые возникли именно в результате прошлогодней ситуации с климатическими,и,как следствие,экономическими факторами. Опыт показывает, что фермеры работают на собственной сырьевой базе, и основным направлением сбыта  продукции переработки фермерских хозяйств является социальная группа. Проблема финансирования, государственной помощи малым предприятиям по-прежнему очень трудно решается, остается проблема сбыта, логистики, несовершенство законодательной базы по вопросам кооперации. Коррупционная составляющая в этом бизнесе очень велика. Несмотря на это, фермеры борются, объединяются, чтобы выжить.

В нашу беседу вступает Парфенов Григорий Александрович, управляющий ГК "Молоконт":

- У фермеров ситуация улучшается, – не соглашается он с мнением Александра Борисовича,- Россельхозбанк сейчас хорошо поддерживает фермеров с точки зрения кредитной доступности. Кредиты даются под 8 процентов, существуют и налажены механизмы дотирования из бюджетов - и федерального, и региональных…  Нельзя сказать, что люди брошены на произвол судьбы. Даже холдинги получают субсидии и господдержку…

AGRORU.com:А зачем холдингам господдержка?

- Потому что в наших условиях заниматься сельским хозяйством в принципе при любой форме хозяйствования крайне рискованно. Вот, например, холдинг рассчитывает бизнес-план на год вперед, закладывает определенную стоимость ГСМ  или кормов в расходы,  с учетом возможных подорожаний. Отталкиваясь от стоимости прошлых лет, примерно в три раза дороже стоимость внесли в бюджет, чем была в предыдущем году. Но подорожание  реальное оказалось в 10 раз выше. Конечно, такого никто не ожидал.

Именно такие сложности приводят к образованию тенденции перехода предприятий агросектора на полный, замкнутый цикл , который позволяет создать независимую структуру производства. Свои корма, свое стадо, своя переработка, - только при этом варианте получается выгодное  сельское хозяйство.

В разговоре всплывает и тема ГСМ, так остро обсуждаемая последние месяцы сельхозпроизводителями. Александр Борисович делится своим взглядом на проблему:

-Ситуация с ГСМ тоже неоднозначная. Не секрет, что некоторые предприятия, приобретая дотированное топливо, перепродают его, и это всячески осуждается. Конечно, нельзя отрицать существование нечистых на руку хозяйственников. Но, однако, если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить следующий факт. Дотируется только отечественное топливо, оно подходит только для отечественной сельхозтехники. И, если у вас в хозяйстве техника иностранного производства, европейского, то к ней нужно топливо другого класса – евро-дизель, евро-солярка, а она уже государством никак не дотируется. И сельхозпроизводитель вынужден продавать полученное  от государства топливо, чтобы на эти средства приобрести именно то топливо, которое необходимо.

AGRORU.com:Сергей Владиславович, расскажите о том, где используется техника вашего производства?

Сергей Владиславович Одров, директор по продажам:

-Диапазон наших поставок очень широк: от Армении до Тикси, от западных границ до Камчатки.Наши заводы есть в Иркутской, Читинской, Якутской, Амурской области… Рассматривается вопрос о поставке наших заводов в Челябинскую область. И в Сибири, и на Дальнем Востоке люди работают на нашем оборудовании. Ну, и как уже говорили ранее, это Армения, Казахстан, Канада – россияне, выехавшие в Канаду и организовавшие там свой бизнес в сфере агротуризма также закупают наше оборудование.
Перерабатывающая способность наших заводов – от 500 килограмм до 10 тонн и выше.

Существуют определенные требования проектирования и СанПИНа, другие законы производства подобных модулей. При работе с клиентом мы всегда обязательно обращаем внимание на то, что именно хочет клиент, что он ждет от производства. Кажется, что наладить такое мини-производство очень просто. Вот, например, фермер в деревне надаивает 5 тонн молока, и говорит нам: «Я хочу завод на 5 тонн.» Но вряд ли он до конца понимает, с какими трудностями можно столкнуться при переработке молока.

В Европе установлено среднее потребление молока на уровне 392  литра  в год на человека, а  у нас потребление составляет 230 литров на человека. Мы при работе с клиентом сразу  оговариваем те риски, с которыми ему придется столкнуться. Мы сразу предупреждаем, что это непростое дело. Со своей стороны мы всегда готовы помочь, поставим оборудование, научим на нем работать, обслужим, даже научим, как правильно организовать маркетинг.

Сейчас есть программа Минсельхоза «Семейные молочные фермы». Стратегия развития нашей компании именно в этом направлении. То есть мы создаем концепцию, включающую в себя монтаж и строительство молочной фермы,  установку мини-завода по переработке молока. Тем самым у фермера появляется возможность не возить свое молоко за 400 километров на переработку, а непосредственно на месте производить готовую продукцию и реализовывать ее в своем населенном пункте. Наши специалисты выезжают на место предполагаемой установки оборудования, помогают определить наиболее правильное расположение будущего завода. Оказывается помощь в реставрации самой фермы, если это необходимо и ферма находится в некотором запустении. На всем пути создания продукта - получении сырого молока, переработке и продаже - мы рядом со своим клиентом.

AGRORU.com: Расскажите о рисках подробнее, пожалуйста...

Александр Борисович Парфенов:

-Самый большой риск – это промахнуться с местом установки. На Западе к фермам пристраивают переработку. Создается единый комплекс. У нас так не получается, так как необходима защитная зона так называемая между получением сырого молока и переработкой. Сейчас в связи с перспективой входа в ВТО, возможно, ситуация с подобными нормами может быть пересмотрена в лучшую для фермера сторону.

И еще одна огромная проблема - отсутствие кадров. Мало просто поставить оборудование, надо, чтобы кто-то на нем работал, и  работал грамотно и хорошо. Некому сегодня работать. Это государственная проблема. Если даже студенты-выпускники СельхозАкадемии  не идут по специальности работать.

Григорий Александрович:

-Мы хотели привлекать студентов, чтобы они с самого начала обучения имели возможность увидеть сельское хозяйство, что называется, «в живую». Со всего потока 1-2 человека идут в дальнейшем работать в аграрный сектор.

Мы, пожалуй, одна из немногих компаний, которая может клиенту открыто сказать, чтобы он категорически не занимался молочным производством, если он абсолютно к этому не готов, потому что у него нет ни ресурсов, ни помещений, ни площадей. Ему ни одна из проверяющих и надзорных организаций это не разрешит. В этом случае мы честно говорим ему:  «Вам это не надо.»

Александр Борисович:

-Очень много компаний, которые схватятся за клиента, продадут, а потом что хочешь, то и делай.Мы обязательно отслеживаем дальнейшее развитие наших клиентов. Мы предлагаем сначала минимальное количество переработки, чтобы крестьянин мог для себя понять, что это такое, освоить. Ведь очень важно, чтобы он смог реализовать свою продукцию, это возможно, если  она будет узнаваема. Мало ведь произвести 5 тонн молока, надо их еще и продать, а если он в итоге сможет реализовать только тонну, то это совсем неправильно. То есть крестьянин должен четко понимать, какой объем молока востребован в его регионе. Для того,  чтобы  не терять деньги и не вкладывать сразу в большие объемы, мы сначала рекомендуем освоить  2 тонны. Потом есть возможность увеличить  производство, расширить ассортимент выпускаемой продукции: сметана, творог, кисломолочные продукты, йогурты.

AGRORU.com:Куда в основном сбывается молоко с ваших заводов?

Александр Борисович:

-Тут многое зависит от самого хозяина. Если большой объем производства, то продукция может идти даже в сетевые магазины, он имеет возможность создать свой собственный бренд и оставлять брендированный продукт.Но большинство фермеров не склонны к брендированию. У них не слишком большие объемы, и их  молоко расходится вокруг ближайших населенных пунктов и по социальному направлению – местные школы, больницы, детсады и т.д.  То есть это очень индивидуально.

AGRORU.com:Существуют ли специальные технические отличия оборудования для разных регионов, разных климатических зон?

Сергей Владиславович:

-Использование определенных материалов при изготовлении оборудования позволяет эксплуатировать его при температурном режиме от -50 до +50 градусов. Так что какой-то дополнительной оснащенности оно не требует. Конечно, по индивидуальному запросу мы можем изготовить какое-то особенное оборудование под заказ, в штучном экземпляре.Типовой завод разработан на среднюю полосу, но его технические параметры позволяют использовать его и в других климатических зонах, типовые заводы стоят, например, в Тикси.

AGRORU.com:Был ли какой-то случай в Вашей работе, который Вам особенно запомнился?

Григорий Александрович:

-Вот ставили мы модульный завод на Валааме, в монастыре. Завод ставили в пустующую конюшню. И нам пришлось снимать крышу, ставить завод, а потом возвращать обратно крышу. Это было достаточно давно, и до сих пор работает этот заводик в монастыре, они делают свое молоко. Потом от монастыря пришло благодарственное письмо, это очень приятно.

AGRORU.com:Какова примерная затратная часть при Вашем оборудовании?

Сергей Владиславович:

-В среднем затраты при модульной переработке 2 миллиона на тонну.

AGRORU.com:Основные трудности при работе с клиентом?

Александр Борисович:

-Могу сказать, что клиенты делятся на людей, которые точно знают, что они хотят, и  тех, кто видит в этом исключительно коммерческий проект. Это два совершенно разных подхода к созданию производства. Человек, который знает, что такое молоко и как из него что-то сделать, сильно отличается от человека, который просто хочет создать коммерцию. Наши клиенты – это либо фермеры, либо финансовые структуры, которые просто посчитали, что на входе молоко стоит  примерно 12 рублей за литр, а в магазине – 40, и думают, что вот эта разница и есть заработок, который обеспечит коммерческий успех предприятия. Если опираться  таким образом на чистую математику, то получается очень выгодный бизнес.

Сергей Владиславович:

-Но человек, который изнутри знает все процессы, начиная от выращивания коров и заканчивая реализацией готового молока, никогда так считать не станет, и отношение  у него будет принципиально другое. Существует очень много тонкостей, нюансов, вплоть до неверно выбранной упаковки для данного района, а также особенности российского агробизнеса, и все это влияет на конечный результат.

Я сам занимался фермерством, и знаю, как работать на земле.
Профессиональный уровень наших сотрудников позволяет смотреть на проблему переработки молока с разных сторон, учитывая все особенности данного производства.

Александр Борисович:

-Конечно, бывают и негативные отзывы. Не будем этого скрывать. Но, как правило, при проведении анализа проблемной ситуации выясняется, что причина в неграмотности самого хозяина. К сожалению, некоторые  люди думают, что, раз они сами на кухне могут прокипятить молоко и что-то из него приготовить, то и с модульной переработкой справятся также играючи. Но завод – это не кухня, там другие принципы и технологические особенности, другие требования.

Григорий Александрович добавляет:

-Положительным моментом в сегодняшнем сельском хозяйстве является возрождение кооперативного хозяйствования. В одиночку выжить нашему крестьянину очень тяжело.

AGRORU.com:Какие Вы строите планы по развитию своего предприятия?

Александр Борисович:

-Мы больше 150 заводов уже сделали и поставили. В прошлом году мы начали реорганизацию, поскольку пришли к концепции замкнутого  цикла, стремимся дать не только переработку, но весь комплекс - ферму, скотину, перерабатывающий модуль, упаковочное оборудование. Отсюда у нас возникло новое направление по строительству ферм, оснащению, так как часто мы стали сталкиваться с тем, что у фермера есть необходимость  реконструировать существующие  объекты перед установкой модульного оборудования. И, конечно, удобнее клиенту и выгоднее нам  сделать весь спектр услуг сразу. Поэтому мы решили развиваться в направлении предоставления всех услуг в одном месте. Оборудование для ферм мы уже частично осваиваем, начали с простого – стойловых мест, линейных молокопроводов. В дальнейшем планируем  выходить  на сложное оборудование, полную комплектацию фермы.



04.04.2011 07:19:57

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход