Латвийские фермеры потеряли главный рынок сбыта - российский - и теперь подсчитывают убытки

В результате развязанной политиками войны санкций страдает, прежде всего, экономика. Европейские аграрии потеряли огромный российский рынок. В Латвии многие фермеры готовы отдавать продукцию за бесценок. Принятые властями меры по поддержке производит...
Кажется, эта зима будет самой сложной для латвийских фермеров за последние 15 лет. Пока коровы привыкают к низкой температуре, фермер Станислав Гжибовскис - к низким доходам. Из-за введённых Россией ответных санкций Латвия лишилась самого крупного потребителя молочной продукции - экспорт упал на 25%. В стране - перепроизводство, цены на молоко пошли вниз.

"По молоку мы каждый месяц теряем 20 тысяч евро. Это только мы, одно хозяйство. По республике эти убытки 8-9 миллионов каждый месяц. Это огромная цифра", - отмечает он.
Станислав Гжибовскис сокращает расходы: десяток коров с небольшими надоями сдал на мясо, уволил нескольких работников, экономит на электричестве и других ресурсах. Но всё равно работает себе в убыток.

Литр молока из-под коровы еще весной стоил 37 евроцентов. Сейчас - 25. И это очень хорошая цифра: в некоторых хозяйствах молоко забирают по 19 центов за литр. С точки зрения бизнеса ситуация - критическая: цена продукта, то есть молока, производимого в данный момент, стала ниже себестоимости.

В срочном порядке правительство Латвии выделило почти 8 миллионов евро на поддержание молочных хозяйств. Деньги выдают фермерам частями и за каждую корову. То есть чем больше стадо, тем больше выплата. Для рогатого поголовья мера оказалось спасительной, как сейчас шутят без тени улыбки в фермерской организации.

"Если бы правительство не выплачивало компенсацию за сохранение племенного скота, то многие фермеры стали бы уже хвататься за нож. Под этим я подразумеваю реструктуризацию стада. Говоря проще – забой", - считает фермер, член правления общественной организации "Крестьянский сейм" Юрис Цирулис.

Санкции против России Европейский союз поддержал, можно сказать, единым блоком, а вот разбирается с последствиями ответного эмбарго сейчас каждая страна ЕС самостоятельно. Сильнее всего пострадали прибалтийские страны и Финляндия - соседи. Латвийские переработчики молока подсчитывают убытки вместе с фермерами: доля экспорта в Россию на разных комбинатах составляла от нескольких процентов до 70. Причём просто перенаправить этот товар к другим соседям, европейским - уже не получится. Рынок Старого Света насыщен, и покупатели консервативны.

"Они считают, что это правильно - покупать свою продукцию. Отчасти я с ними согласен. Да, так и должно быть, наверное. Значит, мы должны придумать что-то такое, что у них нету. А с традиционными продуктами - просто с кефиром, сметаной - это нереально", - считает директор молочного комбината Интс Пошкус.

Переработчики молока сейчас срочно ищут новые рынки сбыта. Они готовы даже пересмотреть ассортимент, например, в пользу сухого молока, которое покупают азиатские страны.
"В настоящее время некоторые наши предприятия работают над тем, чтоб получить сертификат о продаже молочных продуктов в Китай. Но пока говорить, чем это кончится, рано", - отмечает представитель Ассоциации переработчиков молока Янис Шолкс.
За стаканчиком парного молока из-под коровы Станислав Гжибовскис рассуждает о будущем. Позади - три месяца в режиме экономии, впереди - зима. Для фермера время посчитать деньги и сделать запасы на будущий год.

"Эти полгода самые такие главные, будет решаться: сможем мы дальше проживать или нет. Если не будет ситуация меняться. Так что времена не трудные, но можно так сказать, критические", - считает Станислав Гжибовскис.

Его родители всю жизнь проработали в советском колхозе, он сам создавал свое хозяйство с нуля. Недавно только построил новый коровник, сейчас отдаёт кредит. Его жена, дети и внуки здесь же, на ферме. Работают и надеются на лучшее, в их понимании, это отмена всех санкций.
18.11.2014 11:47:45

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход