Кто кого кошмарит?

Журналист Юрий Бакланов в специальном материале "Липецкой газеты" исследовал ситуацию с повышением цен на продукты
Прошелся в эти дни по гастрономам, и сразу вспомнилась народная поговорка: для кого война, а для кого — мать родная. И хотя никакой войны нет и вряд ли будет, наши крупные бизнесмены и олигархи местного пошиба уже поняли, на чём сегодня можно нагреть руки.

Взял бутылку молока и подивился: цена аж в 53 рублика. С чего вдруг? В СМИ объяснение появилось какое-то невразумительное: мол, из-за ослабления рубля. А при чём тут рубль? Я понимаю, если бы сено везли из-за океана, а зерно для комбикорма — из-за трёх морей. Но ведь все, чем кормят буренок на фермах и что составляет самую большую долю себестоимости, за исключением необходимых добавок, отечественное. Почему же тогда рост цен на молочные изделия составил 28 процентов? На масло сливочное, по данным Молочного союза РФ, цены выросли на 23,65 процента, на сыры — на 24,5 процента, на сахар — на 23. Все это является, как отмечают эксперты, самым резким ростом за последние десять лет.

В Европе, где уровень зарплат и пенсий выше, в магазинах экономкласса продукты питания стоят дешевле, чем у нас. Не знаю, заметили ли покупатели, что пластиковые бутылки и пакеты с молоком «похудели» до 900 миллилитров или граммов. Это означает, что если сырье принимается по 23 рубля за 1 килограмм, то в переработке и торговле цена на него, как говорят продавцы, «на полке» вырастает в 2,5 раза. Где ещё такое возможно? Да в той же Европе. На главном железнодорожном вокзале Мюнхена прошлым летом мне пришлось покупать литровый пакет молока за 81 рубль в пересчёте на наши деньги. Пока администратор гостиницы Оксана не подсказала: зачем вы туда ходите, если рядом есть дискаунтер с низкими ценами? И продукция такого же высокого качества. И точно, в дискаунтерах «Норма», «Неро» и других литровый пакет молока жирностью в 3,5 процента с отличными вкусовыми качествами мы покупали всего по 28 рублей. И не скажешь, что там, в Европе, логистика, энергоресурсы или человеческий труд стоят дешевле, чем в России. Наоборот. Там, где всё это дешевле, соответственно и цены на продукцию ниже.

У нас, кого ни спроси — почему растут цены, ответ один: дорожают сырьё, энергоресурсы, транспорт, надо повышать зарплату в связи с инфляцией. И все кивают друг на друга: это не мы, а переработчики, но больше всего пеняют на торговлю с её наценками. И это во многом справедливо. Потому что в стране за последние 10 лет появился целый класс перепродавцов — 700 тысяч ИЧП, малых предприятий, которые втиснулись на рынок продовольствия и общественного питания, накручивая к оптовым свои наценки. Их количество выросло в 2,3 раза. И всем, естественно, нужны свои прибыли от перепродаж, своя маржа. Обеспокоенное ростом цен на продукты питания правительство поручило ФАС проверить обоснованность их повышения в городах-«миллионниках». Но почему только в них? Разве в других населённых пунктах живут более обеспеченные люди и меньше хотят кушать?

Что отличает нашу пищевую промышленность и торговлю от зарубежных? Увеличение доходов большей частью связано в России не с новыми технологиями и качеством продукции, снижением себестоимости, а с ростом цен. В то же время меня просто поразил один факт: в Германии самыми богатыми людьми являются братья Карл и Тео Альбрехты, владеющие сетью супермаркетов-дискаунтеров с низкими (подчёркиваю, с низкими) ценами «Альди Зюд» и «Альди Норд». Состояние одного оценивается в 27 миллиардов долларов США, второго —в 23 миллиарда. И только на третьем месте находятся владельцы автоконцерна «Порше». Братья Альбрехты разбогатели благодаря низким ценам и большой сети торговых точек, которые работают и в других странах, и большим объё-мам продаж.

Действительно, в немецких дискаунтерах люди берут продукты тележками, а молочные продукты — упаковками. В России же только сеть французских гипермаркетов «Ашан» решила идти по этому пути. Все остальные — просто повышают цены. Когда говоришь «весёлым молочникам» о том, что они взвинтили цены, снизив объём упаковки, ухудшили качество продуктов, особенно сливочного (или похожего на сливочное) масла, они в ответ парируют: а вы разве не заметили, что хлеб «похудел» с 1 кг до 650 г, и батон — тоже? А из чего делается нынешняя колбаса — вообще непонятно. А кто проверяет технологию производства еды на малых предприятиях? Чем они нас кормят, только вскрытие покажет?

Трудно возразить. Особенно когда посмотришь, как делают сыры весёлые ребята в Омске, как крыса в Москве лакомится самсой, а мышка в московском же кафе — вкусным тортом. И уж совсем ужасной кажется история, которую показал Первый канал ТВ, о заражении сразу 190 семей сальмонеллёзом в результате употребления салатов «сельдь под шубой», приготовленных в популярном у жителей кафе. Совсем недавно пищевое отравление получили 56 человек в одном из городов Сибири.

Уверен, что такие случаи будут продолжаться до тех пор, пока не начнутся регулярные санитарные проверки больших и особенно малых предприятий пищевой промышленности и торговли безо всяких предварительных уведомлений. Никакие штрафы, которые предлагают повысить депутаты Госдумы, не остановят этот беспредел. Когда говорится о том, что нельзя постоянными проверками «кошмарить бизнес», надо всё-таки разбираться в том, кто кого кошмарит. Судя по огромному количеству отравлений (в результате некоторые из пострадавших становятся хронически больными на всю жизнь), это нечистые на руку предприниматели в погоне за высокими прибылями кошмарят потребителей, нас с вами. И раз и навсегда понять, что бизнес бывает разный, и тот, который занимается производством и торговлей, просто нуждается в регулярных проверках, как это и предлагает ФСБ.

Недавно Роспотребнадзор подготовил законопроект, которым отменяются абсолютно глупые положения о проверке предприятий малого бизнеса только один раз в три года с предварительным уведомлением за месяц. За это время можно сто раз спрятать концы в воду, сменить вывеску, искусственно обанкротиться, да мало ли чего успеть. Юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев полностью поддерживает новый законопроект, элемент внезапности позволит Роспотребнадзору лучше бороться за наши права.

Кто не согласен с этой позицией, пусть почаще раскрывает Конституцию РФ, читает главы о том, что именно человек у нас является «высшей ценностью», а всё остальное, в том числе и законодательство, — вторично.
18.04.2014 08:00:08

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход