Константин Бабкин: Сильная экономика создает базу для партнерства и достижений

Модернизация сельского производства невозможна без поддержки государства. В прошлом году на площадке Российского агротехнического форума, организованного ассоциацией "Росагромаш", участники рынка заявляли о необходимости сбалансированной ре...
Вопрос: Константин Анатольевич, поделитесь планами, когда в этом году ожидается проведение Российского агротехнического форума? Какие ключевые темы будут затронуты в ходе сессий?

Константин Бабкин: Накануне состоялся совет директоров "Росагромаша", мы утвердили сроки проведения форума. Он пройдет 7 октября в Москве в "Крокус Экспо" накануне открытия выставки "Золотая осень", проходящей под патронажем Минсельхоза. Главная цель мероприятия - сделать развитие отрасли более "разумным", в том числе при помощи открытого обсуждения проблем. Мы заинтересованы в стабильном развитии машиностроения, в понятных и прозрачных условиях для крестьян в части закупки сельхозтехники. Представители власти также должны знать ожидания аграриев, дилеров, представителей производителей сельхозтехники. Надеюсь, что там будут ученые, политики, депутаты. Форум – очередной шажок в построении светлого будущего. Мы бы хотели видеть и главу Минсельхоза. Но пока по персоналиям говорить рано. Будем звать всех участников процесса. Российский агротехнический форум - 2014

Вопрос: В прошлом году на агротехническом форуме Вы говорили об ожиданиях рынка сельхозтехники. Можно ли говорить по итогам года о том, что ожидания производителей оправдались?

Константин Бабкин: Этот год для сельхозмашиностроения в России, в целом, неплохой и важный. Во всем мире в этой отрасли наблюдается спад реализации продукции примерно на 8-10%. В Америке по некоторым позициям продажи сельхозтехники упали на 40%. В России же в сегменте производства больших тракторов, комбайнов рост по итогам года может составить до 20%.

Вопрос: Высокому спросу на сельхозтехнику способствует и программа 1432, реализуемая Минсельхозом. Более 2,5 тыс. единиц новейшей российской сельхозтехники будет поставлено на село благодаря субсидиям ведомства. В Минпромторге также считают, что программа идет "на ура". Насколько она помогла?

Константин Бабкин: Безусловно, программа 1432 отличная и способствовала росту в отрасли. Увеличена скидка по этой программе до 25%, а для некоторых регионов – до 30%. Девальвация национальной валюты тоже в определенной степени простимулировала производство в России. Все предприятия – участники рынка – положительно оценивают эту программу. Это плод совместных усилий Минпромторга, Минсельхоза, предприятий отрасли и аграриев, региональных руководителей. Предыдущий агротехнический форум внес свою лепту в то, что этот год для нас складывается неплохо. Мы без пессимизма смотрим на следующий год.

Вопрос: Прошел год с момента введения продовольственного эмбарго. И если на начальном этапе западные аграрии "смеялись в лицо" российским антисанкционерам, то теперь "плачут", подсчитывая колоссальные убытки от введения эмбарго. Какую роль санкционная война сыграла для российских аграриев? Открыли ли санкции новые возможности развития?

Константин Бабкин: В разговорах о санкциях у чиновников поменялась риторика. Теперь для всех очевидно, что нужно поддерживать свое производство продовольствия. Но пока больше эмоций, чем разумных шагов. Нельзя сказать, что сельскому хозяйству было выделено больше денег, или система распределения дотаций стала более прозрачной. Есть определенные меры защиты рынка – сыров, молока, овощей, которые дают позитивный эффект – возможность отечественным производителям зарабатывать. Но санкции по-прежнему носят ситуативный характер, это лишь реакция нашего правительства на внешние раздражители.

Нашим аграриям не говорят, как долго продлятся эти защитные меры. Я бы предложил выстроить, пользуясь существующей экономической и политической ситуацией, долгосрочную политику стимулирования нашего производства – в вопросах подготовки кадров, поддержки науки, прозрачной системы распределения грантов, дешевых кредитов и топлива. Необходимо взять за базу создание равных условий конкуренции между российскими и зарубежными производителями. К примеру, если в Европе дотация в сельском хозяйстве составляет 500 евро на один гектар, то мы должны гораздо сильнее защищать нашего крестьянина. Если разделить бюджет Минсельхоза на общие посевные площади в России, то средний размер дотации в России составляет 5 евро на гектар. При этом эти деньги расходуются неравномерно.

Вопрос: Сейчас многие иностранные агрокомпании вынуждены искать новые рынки сбыта. Не получится ли, что при возможной отмене санкций сельхозпроизводители столкнутся с проблемой "болезненного" возобновления процесса "выхода на прилавки". В этом случае о налаживании кооперационных связей между аграриями, которые все же необходимы для развития экономики, говорить не придется…

Константин Бабкин: Здесь есть две версии развития событий. Либо при отмене эмбарго Россия вновь настежь откроет двери для импорта продовольствия, наши крестьяне опять станут бедными, потеряют деньги и работу, но к нам большим потоком вновь пойдет пальмовое масло. Таким образом, возобновится или усилится программа "нефть в обмен на продовольствие". Это вероятный сценарий, исходя из современной экономической политики. Более позитивный сюжет такой: правительство нацелено на развитие внутреннего рынка продовольствия, снижение налогов, кредитных ставок, поддержку экспорта. В России начинается бурный экономический рост.

Такая динамично развивающаяся Россия предоставит гораздо больше возможностей своим экономическим партнерам – будь то итальянские, азиатские или какие-либо другие коллеги. Сильная экономика создает базу для партнерства. Причем не для тупого и примитивного, а интеллектуального. Мы можем на основе международной кооперации генерировать научные разработки, создавать новые методы компьютерного управления, транспортировки, логистики. Можно только мечтать о следующей стадии экономического и технологического прогресса. Такое развитие повысит наш авторитет и даст шанс зарабатывать нашим соседям. "Партия Дела" выступает за второй вариант, более позитивный, надеемся, что он будет реализован.

Вопрос: Как Вы оцениваете указ президента РФ Владимира Путина об уничтожении санкционных продуктов? Насколько эта мера справедлива?

Константин Бабкин: Я бы зашел к проблеме обхода защитных мер с другой стороны. Абсурдно получается, что ввозить пармезан нельзя, а торговать им – можно. Если мы принимаем решение защищаться от иностранных товаров, необходимо принимать последовательные меры и искать виновных. Если запрещенные товары оказываются на прилавке, ответственность должны нести и продавцы этой продукции. Предоставляя иностранным поставщикам "лазейку" для сбыта своей продукции, мы и не поддерживаем наших производителей, и плодим коррупцию. Уничтожение санкционных продуктов на границе создает "некрасивую" телевизионную картинку и не решает проблему.

Вопрос: Минсельхоз нацелен шаг за шагом создавать комплексную систему поддержки сельхозпроизводителей. Об этом в Санкт-Петербурге вчера заявил первый замминистра ведомства Евгений Громыко. Резюмируйте, какие шаги необходимы в первую очередь для построения такой сбалансированной системы?

Константин Бабкин: Нужно поменять приоритеты всей экономической политики – не борьба с инфляцией как главный "фетиш", не членство в ВТО, не имиджевые проекты, не строительство стадионов в ущерб поддержке села, а развитие несырьевого производства и создание рабочих мест. Если мы поставим такой приоритет, следующие шаги станут ясны. Это радикальное снижение налогов, процентных ставок, защита на предсказуемых условиях от несправедливой конкуренции производителей, расширение экспорта несырьевых товаров, налаживание системы подготовки кадров.
04.09.2015 07:39:03

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль