Казахстан: меры стабилизации неэффективны

С новой остротой павлодарские хлебопеки подняли вопрос удешевленного зерна и муки, что согласно заключенному между акиматами областей, Минсельхозом, холдингом «КазАгро» и «Союзом зернопереработчиков» Казахстана меморандумом поставляется согласно граф...
Сразу после программного выступления министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова корреспондент нашего издания на примере одной области - в том случае ЮКО - попытался пройти путем удешевленной пшеницы. Он столкнулся со многими препятствиями. В первую очередь заключившие меморандум столкнулись с проблемой доставки удешевленного зерна. Этот момент никак не прописан в согласительном документе. Зерно выделяется в северных областях Казахстана. Доставка в южные или восточные регионы обходится в 5-6 тысяч тенге на каждую тонну, что, конечно, не учтено в расчетах Минсельхоза. В итоге, переработчики не вкладываются в обозначенные им ценовые рамки при производстве муки.

Вторая, еще тогда поднимаемая нами особенность - человеческий фактор. «Не появится ли желание у предпринимателей, получивших удешевленные зерно или муку, просто продать ее на сторону, ввиду более чем благоприятной конъюнктуры рынка?» - такой вопрос мы прямо задавали чиновникам и экспертам. Последние лишь пожимали плечами, а первые браво уверяли нас, что программа имеет трехуровневый контроль, и вряд ли субсидированная пшеница уйдет в серый рынок. Однако на деле сработала пословица про войну и мать родну.

Сразу несколько участников зернового рынка поделились с нами своими наблюдениями о «коллизиях» удешевления хлеба. Но сигнал для обсуждения пришел из неспокойного Павлодара, где все это время не утихали страсти в отношении «прокрустовых» мер Минсельхоза, благодаря которым сельхозведомство планировало накормить миллионы «обездоленных казахстанцев».

Павлодарский хлебобулочный комбинат ТОО «ПХБК» снизил «производство социального хлеба почти вдвое из-за проблем с поставками зерна по 28 тыс. тг за тонну, сообщил директор по финансовым и экономическим вопросам предприятия Вячеслав Юдин.

«Снизили объемы на 40-45%, проблема возникла из-за социальной муки. В ноябре мы уже брали зерно (по 28 тыс. тенге за тонну - КЗ), но «Продкорорация» решила, что мукомолы должны брать зерно с элеваторов Северо-Казахстанской области. А это дополнительные расходы в пределах 4-5 тысяч тенге на тонну зерна. По соглашению же цена муки для мукомолов и цена хлеба для нас, хлебников, и для потребителей должна остаться на прежнем уровне», - сообщил журналистам В. Юдин в понедельник.

По его словам, когда в конце ноября встал вопрос о доставке удешевленной муки из СКО, руководство предприятия обратилось в Министерство сельского хозяйства, в «Продкорпорацию», а также в акимат Павлодарской области.

«Акимат реагирует на это дело, пытается решать вопрос, перед праздниками мы собирались у замакима области, но на пятницу ситуация была такая, что «Продкорпорация» своего решения не изменила», - отметил В. Юдин.

Он добавил, что на хлебоприемных пунктах Павлодарской области имеются запасы удешевленного зерна, однако требуется «разгрузить элеваторы СКО, чтобы на будущий год не возникли проблемы с хранением урожая 2013 года».

«У нас есть своя мельница, и если бы мы получали зерно недорогое из Павлодарской области, мы бы смогли выполнить условия меморандума по выпечке социального хлеба. Закупать зерно мы в Петропавловске не будем. Потому что для нас формовой хлеб и без того сейчас практически убыточен», - подчеркнул В. Юдин.

По его словам, в настоящее время комбинат, который выпекает 20 тонн формового хлеба в сутки и является основным поставщиком, в ожидании положительного разрешения ситуации вынужден снизить производство до 9-10 тонн хлеба «Тау-нан» в сутки.

«Мы подписали меморандум, сейчас нас вынуждают еще увеличить свои расходы, сохраняя при этом цены на хлеб. Мы на это пойти не можем, поэтому мы сейчас работаем с остатками муки, которые выработали из зерна по цене 28 тысяч тенге ноябрьской партии. Как только она закончится, я не знаю, что мы будем делать. Потому что почти все мельники тоже отказываются возить зерно из СКО. Им неинтересно увеличивать стоимость тонны зерна на 4-5 тысяч тенге, а продавать готовую муку по 46 тенге. И такая ситуация не только в нашем регионе», - заключил представитель ПХБК.

При этом он уточнил, что запасы муки на комбинате позволят выпекать хлеб после праздников еще 2 дня. Вместе с тем в магазины и торговые точки Павлодара поставки социального хлеба были снижены несколько дней назад. Как сообщают представители маленьких пекарен, которые также заключили меморандум с акиматом Павлодара, они испытывают трудности с получением удешевленной муки.

«Не знаю, когда все наладится, сейчас пробуем работать на коммерческой муке, но она стоит 65 тенге. Это дорого», - сообщил руководитель мини-пекарни в одном из сел области.

Как ранее писало ИА «Казах-Зерно», Павлодарская область до августа следующего года должна ежемесячно получать из фондов «Продкорпорации» 4 850 тонн пшеницы по 28 тыс. тг за тонну. Зерно распределятся между мукомольными предприятиями, продукция которых пользуется спросом у павлодарских хлебопеков, часть направляется на ПХБК. Объемы должны полностью обеспечить потребность региона для производства формового социального хлеба.

В свою очередь, меморандум между акиматом Павлодара, мукомольными и хлебопекарными предприятиями обязывает обеспечивать торговую сеть социальной мукой первого сорта по 46 тг, формовым хлебом из муки первого сорта по 43-47 тг в зависимости от веса. Надбавка в торговой сети не должна превышать 2 тенге.

Как в эти 2 тенге вместить производственный процесс и железнодорожную перевозку, которая благодаря «фокусам» КТЖ и КТТ в сентябре этого года из-за перевода вагонов в приватный парк, стала вдвое дороже - похоже, ответа нет.

Но и на этом еще не кончается суровая реальность сказки про дешевый хлеб. Наш постоянный источник из Костанайской области, владелец мукомольного предприятия, на правах анонимности сообщил нам о настораживающих фактах. В настоящее время предприятие нашего собеседника столкнулось с недобросовестной конкуренцией предпринимателей из СКО.

По словам источника, уже на протяжении нескольких лет его мельница активно поставляет муку на российский рынок. В настоящий момент крупный заказчик из Екатеринбурга, ежемесячно закупавший в Костанае по 500-600 тонн муки, отказывается работать по предлагаемым ему ценам.

«Для кого-то эти 600 тонн - песчинка в пустыне, для нас - экспортная поставка даже такого объема - рентабельность предприятия, - сообщает наш респондент. - На мои вопросы, в чем же причина отказа, партнеры говорят, что я «ломлю цену». Мы выставляет тонну муки на условиях франко-завод по 13 тысяч рублей за тонну. Нам говорят: «Северяне по 11 (тысяч тенге за тонну - КЗ) могут, а почему вы нет?». Я далеко не первый год в мукомольном производстве и хорошо осведомлен в конъюнктуре рынка. Сначала, честно говоря, подумал, что в бухгалтерии какая-то ошибка произошла. Начал интересоваться у коллег, какая цена на региональном рынке. Оказалось, что наши цены вполне приемлемы».

В ходе того же опроса, инициированного бизнесменом, выяснилось, что не только ему одному северяне подпортили деловые связи. Мука по 11 тысяч тенге активно реализуется с мельниц СКО. Вот что сообщил другой наш респондент из Северо-Казахстанской области: «Действительно, весь ноябрь шла активная отгрузка в Россию. Муку везли автофурами. В Сибири же капитальный недобор, чего вы хотите?!».

По предположению анонимного участника, большая доля этих поставок пришлась на «серый» рынок. «55 тысяч тенге за тонну муки - это нонсенс, и все прекрасно это понимают. Тем не менее, я слышал о подобных предложениях. Причем речь идет о муке из прошлогоднего зерна, которое, как известно, по качеству не в пример лучше нынешнего. А некоторые поставщики, не стесняясь, говорят о том, мука произведена из продкорпорационного зерна», - говорит наш источник.

Костанайский мукомол подтверждает эти предположения, называя вещи своими именами: «Мы можем гадать на кофейной гуще, предполагать, делать умозаключения, а ответ очень прост - это мука из удешевленного зерна Продкорпорации. Появилась, вероятно, лазейка в представительстве местном, через которую, словно дырку в мешке высыпается «халявное» зернишко. А все это вкупе, мало того, что подрывает доверие к государственным потугам сделать как лучше, но еще и разрушает складывающийся годами бизнес. Никому, я думаю, объяснять не надо, что значит для небольшого предприятия, вроде моего, потеря крупного потребителя. Это медленный крах. Уже сейчас мы с бухгалтерами корпим над бумагами, изыскиваем возможности по сокращению затрат. Нужно сказать, что это заведомо мартышкин труд, потому как из нуля не вычитается, это мы еще в начальных классах проходили…».

На смутном для казахстанского рынка зерна времени есть и другие желающие поживиться. Вот что пишет нам еще один зернотрейдер из СКО, также пожелавший остаться инкогнито:

«Давно и с интересом читаю Вашу газету в электронном варианте. Несмотря на то, что не все моменты и акценты в точке зрения публикаций мне по душе, тем не менее, я Ваш сторонник. И большое Вам спасибо. Но сказать я хотел о другом», - предваряет свой комментарий зерновик.

«Дело в том, что я очень близко знаю вопрос купли-продажи пшеницы, как у сельхозпроизводителя, так и экспортную составляющую. В настоящее время, в силу экономической ли ситуации или по взмаху невидимого дирижера, появилось невиданное количество свежеоткрытых ТОО, активно «покупающих» в массовом количестве пшеницу у сельхозпроизводителя. Причем по цене явно выше рыночной. Т.е. если на рынке цена для КХ, неплательщика НДС - 36 000 тенге, эти «покупатели» предлагают 40 000 тг., причем объемы, которые хотят купить, просто космические - от 50 000 тонн до 100 000 тонн. Для обывателя это может и не понятно, но любой опытный трейдер сразу поймет - развод. Или искусственное подогревание ажиотажа и нагнетание ценообразования. Чтоб купить или продать 100 000 тонн, необходимо 4 миллиарда тенге!!! Такой суммой у нас располагает каждый любящий свою страну казахстанец!», - продолжает автор.

«Это первый момент. Второй - кроме вызова ценового брожения, в умах крестьян эти ТОО все-таки работают и покупают определенный объем зерна. И тут же предлагают его действующим экпортерам, но с маржей в 1-2 тыс. тенге. Т.е. с одной стороны поддерживают ценник на рынке, с другой стороны - лишают экспортера НДС. Поясню. Купив по 40 000 без НДС, ТОО должно выставить товар с НДС по 44 800 тг. В реалии стоимость от таких ТОО ниже на 2-3 тыс.тенге, т.е. 41 500 тг. Т.е. я, как экспортер, покупая пшеницу у такого ТОО, рассчитываю на возврат НДС, но этому ТОО платить-то его не с чего!», - делится собеседник.

«Такая же ситуация была где-то год назад. Правда, в единичных случаях. Руководителей нерадивых ТОО (малообразованных «кукол») призвали к ответу, назвали их «лжепредприятиями» и дали 2 года условно с предписанием не занимать более руководящие должности!!! Да они со своими 4-5 классами и не претендовали… - вспоминает трейдер, проводя аналогии. - Так «обкатывали» систему. Теперь эта схема работает в массовом порядке. Только народ поумнел, и после того как ТОО проводит сделки по купле-продаже, оно быстро закрывается. Тем самым убивая две цели - поддерживая ценовой ажиотаж на рынке и снимая груз по возврату НДС с государства».

«Еще раз замечу - новоиспеченные ТОО появляются массово. Это не под силу отдельно взятому человеку... Вопрос третий - зачем и кому это надо. Кто снимет сливки. Запредельный ценник на пшеницу в стране с одной стороны простимулирует сельхозпроизводителя (но не деньгами госпрограмм, а из кармана того же трейдера), но убьет мукомолов и средних трейдеров», - говорится в заключение письма.

Мы связались с автором этого послания, и он подтвердил все указанные письменно факты в устной беседе, при этом дав четкий намек на то, что происходит создание «кукол» далеко не стихийно. Тот самый «дирижер», о котором говорилось вначале выступления, вполне возможно, может оказаться по совместительству и главным держателем казахстанского зерна.

А теперь вернемся к самому началу этой заметки. Для чего было наворачивать на рынок всю эту махину из мер господдержки, из диктовки стоимости продукции зерновой отрасли, когда рынок и сам может определиться с ценником? Бесспорно, на любом этапе бизнес имеет свои нюансы, но в Казахстане у отдельных фигур есть средства, которые могут по мановению руки сдуть весь шатко держащийся на ногах частный бизнес. Вот тогда уж точно будет у нас хлеб по талонам… не приведи Господь, с портретом министра Мамытбекова…
18.12.2012 09:25:53

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход