Хозяевами не рождаются

Взяв "на прицеп" обанкротившееся хозяйство, фермеры вывели его в люди.
Два молодых фермера из Рузаевского района Мордовии Виктор Кижаев и Николай Радаев присоединили к своему крестьянско-фермерскому хозяйству обанкротившийся СПК имени Калинина. В селе Болдово закипела жизнь, зазвучали детские голоса, люди стали строиться...

А начинали с фермерского хозяйства. Не было ни опыта, ни денег; ни техники. 30 гектаров засеяли ячменем, 2 капустой.

В первый год именно капуста помогла им встать на ноги, принеся 4 миллиона рублей дохода. По тем временам это были большие деньги! Расплатились с кредитом, купили грузовую машину, дизельный трактор...

Тогда они уяснили два правила. Во-первых, опыт - дело наживное. Законы кредитования, рынка познаются в процессе работы. Во-вторых, многое зависит не столько от Москвы, Саранска, Рузаевки (хотя, чего там, приходится играть по их правилам, но так было, есть и будет), сколько от себя. Крутишься - имеешь, не крутишься - так сидишь.

- Интересное время было, -вспоминают приятели. - Инфляция бежала влет. Кредиты брать было выгодно. Что зарабатывали, то и в дело вкладывали. У фермеров-дачников, обанкротившихся организаций, частников покупали технику, обрастали землей. В конце 90-х годов обрабатывали уже по 800 гектаров. Но капусту больше не сеяли, занимались только зерновыми.

Сегодня, убеждены Виктор с Николаем, на всем можно делать деньги, и на зерне, и на картошке. Главное, сколько и чего выращивать. Объемы диктует рынок. Он же определяет и севооборот. Не агротехника, а именно спрос. Это не правильно, но факт. Деньги нужны сегодня; Может, потом что поправится, но сейчас так.

С деревней конфликтов не было. Видели же, что вкалывают ребята с зари до зари. Да и кто кому не дает, бери землю, работай. Потом вышло, что только у фермеров и можно было заработать живые деньги. За сезон иной раз столько, сколько в колхозе за год. Восемь крепких мужиков вскоре окончательно перешли к фермерам. Они и заняли ключевые посты, когда Виктор с Николаем взвалили на свои плечи обанкротившийся колхоз.

Что же помогло деревенским парням, не имеющим опыта, специального образования, вырасти с капустной грядки в крепкое фермерское хозяйство, а затем в многоотраслевое акционерное общество, взять на себя не только ответственность за судьбы односельчан, но и долги колхоза перед ними? Сами они отшучиваются:

- Считать в школе научили, хватит для начала, а дальше само пойдет.

Животноводство было для них незнакомой отраслью. Ориентировались на рынок: пойдет - не пойдет, выгодно - не выгодно. Свиньи брали больше, чем отдавали, от них отказались. А молоко выходило с прибылью. Опять же, накормил - получил. Наина простая. Стали давать жмых, минеральные добавки - надои пошли вверх. Если корова зимой доится лучше, чем летом, значит, она сыта. Больше заготовили кормов, увеличили поголовье. Внедрили искусственное осеменение, улучшилось качество стада. И так во всем. В 2001 году, когда они взяли на буксир деревню, на ферме было 430 коров, сейчас - 650. В первый год в среднем от коровы получили по 2400 килограммов молока, нынче - более 4 тысяч.

Людей тоже брали списком. Потом произошел естественный отбор. Кто пил или воровал, сами ушли. Дело до курьезов доходило. Одна крестьянка плакала, но писала заявление об уходе: "Я не могу работать и не воровать..."

Долги колхоза выплатили в первый же год. Да и были они с гулькин нос. За 4 года СПК задолжал людям 400 тысяч рублей. А Кижаев с Радаевым уже в первый год выплатили в качестве зарплаты больше миллиона. Это при том, что часть заработка выдается сеном, зернофуражом.

Друзья признаются: вряд ли смогли бы встать на ноги, не будь в республике грамотной кредитной политики. Главные источники кредитования здесь - ГУП "Фонд развития села" и Продовольственная корпорация. "Фонд" был организован главным образом для того, чтобы кредитовать жилищное строительство на селе, но потом возложили на него еще и газификацию деревни, льготное товарное кредитование - продажу лизинговой техники, семян, удобрений, породистого скота. Продовольственная корпорация давала в долг горючее. Под три процента годовых. За взятые кредиты рассчитывались деньгами и продукцией. Прямая выгода. Иное зерно не знаешь, куда деть, а тут - пожалуйста. Технику брали в лизинг. Тоже выгодно. Семь лет отсрочки платежей под 12-15 процентов годовых. Если свои деньги на эти же семь лет положить на депозит, то получается беспроцентный кредит. Три года назад случился неурожай. Банку: умри, но кредит верни с процентами. А в ГУП пролонгировали долг и через год Виктор с Николаем спокойно его выплатили.

...Село Болдово теперь похоже на престарелую мать, оказавшуюся на склоне лет на иждивении младших детей. Радуется село, что дал Бог ему Виктора с Николаем, за которыми поначалу и не разглядело свое будущее. А у Радаева с Кижаевым подрастает свое будущее. У обоих растет по двое детей: мальчику и девочке. Ради этого будущего и работают, и развиваются.
16.05.2007 19:13:07

источник: Деловой вторник
Неверное имя пользователя или пароль

Вход