Что скажет министр?

Римма Ивахникова в своей статье "Кого покрывает Мамытбеков?" ( "Мегаполис Казахстан")задает неудобные вопросы. Какие же она получает ответы?
Что бы депутаты ни говорили в адрес главы Минсельхоза Казахстана, а мне Асылжан Мамытбеков нравится. Только он может сделать наши хранилища резиновыми, оперировать данными, которых нет в природе, и научить быков делать своё дело не только по ночам.

Асылжан Сарыбаевич просто открыл мне глаза. Я-то думала: быкам всё равно, в какое время суток покрывать бурёнок. Например, в племенном центре «Асыл» мы наблюдали, как самец творил это среди бела дня. И даже не с коровой («Мегаполис» от 20 июня 2011 г. «Дой быков»)! Но, видимо, с приходом нового министра всё изменилось. И если бы не депутат Ерген Дошаев, об этом бы никто не узнал.

У СКОТИНЫ ТОНКАЯ НАТУРА

– Правительству поручили к 2016 году довести экспорт мяса до 60 тыс. тонн. Однако из анализа складывается впечатление, что ваш госорган с треском проваливает эту архиважную государственную задачу. В 2011 году мяса и субпродуктов экспортировано всего лишь 659 тонн, за 6 месяцев этого года чуть более 190 тонн. Как вы собираетесь за эти оставшиеся 3 года выполнить поручение президента и достичь экспорта продукции до 60 тыс. тонн? – спросил мажилисмен в ходе правительственного часа.

На что министр ответил:

– Чудес не бывает, это очень инвестиционный процесс. Из биологии известно: корова 9 месяцев беременна, 18 месяцев бычок растёт, мясо он будет давать через 27 месяцев. Просто математика, если так взять… Сейчас закладывается огромный фундамент, завозится племенной скот, который будет работать. Фермеры раньше не понимали – племенные быки шли под нож, сейчас они идут нарасхват и делают своё дело. Это дело сейчас не видно. Они делают это обычно по ночам, под утро, но скоро результат будет виден…

Теперь понятно, почему в стране не хватает мяса. У импортных быков тонкая натура: ранимая – они стесняются. А тут ещё депутаты подглядывают. Откуда же возьмётся рост поголовья? В таких условиях у животных начнутся суицидальные настроения. Если уже не начались.

По данным Агентства по статистике, за январь-июль 2012 года по сравнению с прошлым годом численность КРС уменьшилась на 0,9% и составила 6662,9 тыс. голов. Но министерство открестилось от «депрессивных» животных, написало, что этих рогатых никогда не было:

– Уменьшение поголовья крупного рогатого скота в республике произошло за счёт личного подсобного хозяйства. Причиной снижения поголовья КРС является недостоверный учёт, который был выявлен в результате идентификации животных, – указала в ответе на запрос редакции пресс-служба Минсельхоза.

Как же так: количество коров не изменилось, а мяса и молока в стране стало меньше? В целом по Казахстану, по информации Статагентства, в январе-июле 2012 года производство молока уменьшилось на 10%. Куриных яиц недосчитались на 3,9%, мяса всех видов – на 1,9%. А МСХ пишет, что «ежегодно в республике наблюдается рост объёмов производства молока и мяса всех видов, что в особенности характерно для сельхозформирований». Так, может, молоко, мясо и яйца тоже недоучли? Или коровы стесняются доиться? Или кто-то из чинов министерства где-то втихаря их сам воспроизводит?

ИНТИМНЫЕ ВОПРОСЫ О ЗЕРНЕ

Учёт зерна в республике тоже вызывает сомнения. Ещё в начале года была проведена техническая модернизация системы электронных зерновых расписок. Но, как оказалось, система не используется, потому как не урегулированы «вопросы конфиденциальности информации по наличию зерна у владельцев». Получается, имеющиеся у крестьян объёмы пшеницы – это секретная информация? Откуда тогда у министерства данные по зерну? Видимо, Мамытбеков знает, чем занимаются колоски по ночам. И сколько их будет к утру. В ответе на запрос редакции сказано, что в этом году объём валового сбора зерна ожидается на уровне 11–12,5 млн тонн, в том числе пшеницы – около 9–10 млн тонн. На экспорт же собираются поставить 10–11 млн тонн, то есть фактически весь объём нынешнего урожая? Зерно­хранилища опустели на 8,2 млн тонн (именно столько казахстанцы съели за год). И, несмотря на это, крестьяне сталкиваются с проблемами хранения. Зерно снова перекидывают из элеватора в элеватор. На перемещение 500 тыс. тонн зерна из резерва правительства выделено 2,2 млрд тенге. Так какая вместительность у наших зернохранилищ? Если общая ёмкость хранения зерна в республике – 24 млн тонн, то почему для 500 тыс. тонн в элеваторах не хватает места?..

С зерновозами не менее загадочная ситуация. Ещё в 2009 году Минсельхоз сообщил, что в республике есть 5200 зерновозов, а потребность в них составляет 8–9 тысяч. С тех пор количество спецвагонов увеличилось лишь на 930 единиц. Всё остальное – только в планах министерства. Причём запланировано купить 1261 зерновоз, а договоры с отечественным предприятием АО «ЗИКСТО» заключены всего на 200 вагонов. Элеваторы забиты, вагонов не хватает… Крестьянам ничего не остаётся, как снова хранить пшеницу на полях. Кстати, на наши вопросы о том, сколько зерна сгнило в прошлом году, и понёс ли кто-нибудь за это ответственность, Минсельхоз так и не ответил. Забыли в азарте подсматривания за быками?

ВОТ ТАКОЙ ВЫШИНЫ

Сегодня цена на пшеницу третьего класса подскочила до 39977 тенге. Для сравнения: в прошлом году она составляла 30000 тенге. При этом Минсельхоз уверен, что хлеб в стране дорожать не будет: «В целях обеспечения регионов продовольственным зерном, сдерживания уровня цен на муку и хлеб заключены меморандумы по поставке регионам 1,3 млн тонн продовольственной пшеницы по фиксированной цене 28 000 тенге за тонну, – указано в ответе на запрос. – В рамках меморандума цена 1 булки хлеба составляет 43 тенге, что аналогично уровню 2011 года. По информации АО «Казагромаркетинг», по состоянию на 28 августа цена 600-граммовой булки хлеба пшеничного в среднем по республике при поставке в розничную сеть составляет 44 тенге».

Между тем исследование Агентства Рейтинг.kz, проведённое в сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор», показало, что в большинстве крупных городов страны стоимость хлеба завышена. В Кокшетау цена на хлеб превышает оговоренную в меморандуме стоимость на 58%, в Уральске – на 54%, в Атырау – на 32%, в Актобе – на 29%, в Петропавловске – на 26%, в Таразе – на 23%, в Усть-Каменогорске – на 18%. Очевидно, хлебопёки не используют дотационную муку. В прошлом году директор талдыкорганского хлебозавода Бейбитказы Амирханов объяснил на страницах «Мегаполиса», почему он от неё отказался: «Её качество было крайне низким, – рассказал он. – В муке находили проволоку, щепки» («Мегаполис» от 6 февраля 2012 г. «Мука и мука»). В итоге предприниматель был вынужден пользоваться дорогой мукой. Что на это скажет министр? Может, хлебопёки и мукомолы ничего не понимают, и скоро дотационная мука, как те самые быки, пойдёт нарасхват?
24.09.2012 08:53:27

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль