Что происходит в сельском хозяйстве?

Как оживить сельскохозяйственное производство в зонах запустения, рассказывается в статье Ивана Суркова,профессора Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, опубликованной на страницах информационного портала &quo...
В СМИ постоянно проходит информация о быстрых темпах развития сельского хозяйства. Однако простому обывателю непонятно, почему не менее постоянно растут цены на продукты, почему до 80 процентов сельхозпродукции импортируется из-за рубежа, на прилавках лежит заграничная продукция.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к данным статистики.

Выполненные нами расчёты позволяют заключить, что рост в сельском хозяйстве не является всеобщим; он носит очаговый или точечный характер. В первый период реформ (1991-1998 гг.) производство сельскохозяйственной продукции в России систематически сокращалось и составило в 1998 году только 55 процентов к уровню 1990 года.

В послекризисный период (после 1998 года) в сельском хозяйстве наблюдается последовательный рост с некоторыми отступлениями от основной тенденции в 20022003 и 2009-2010 гг. Однако этот рост носил компенсационный или замещающий характер, поскольку уровень 1990 года не достигнут. В 2010 году производство продукции составило только 72,2 процента, то есть кризис не преодолен.

Размеры падения и роста существенно различались по регионам страны. По данным профессора В.Я. Узуна, только в пяти из них в 2010 году был превышен уровень производства, достигнутый в 1990-м.

К числу пяти регионов, где уровень производства был выше 1990 года, относится Белгородская область. Липецкая область относится ко второй группе субъектов РФ, в которой индексы роста составляют 80-100 процентов, Воронежская, Курская и Тамбовская области вошли в группу с индексом роста 50-80 процентов.

Наши данные по ЦФО и Воронежской области подтверждают этот вывод. Данные сельскохозяйственной переписи 2006 года показывают, что по РФ не используются 41,2 млн. гектаров сельхозугодий, или 24,6 процента, по ЦФО – 19,5 млн. гектаров, или 30,5 процента, по Воронежской области – 24 процента, по Белгородской – 22,1.

Территории, на которых не используется более 50 процентов наличных сельхозугодий, можно назвать зонами запустения. Как видно из приведённых данных, существуют они и в центре России, и даже в благополучных Белгородской, Воронежской, Липецкой областях. Например, в Воронежской области не используется 529,6 тыс. гектаров, в том числе в крупных и средних предприятиях – 284 тыс., в малых – 119,6 тыс., КФХ – 62,4 тыс., в личных хозяйствах – 34,9 тыс.

Процент использования сельхозугодий области составляет 86 процентов.

Запустению способствует отказ от ведения производства сельскохозяйственными предприятиями области: данную деятельность осуществляли только 65,3 процента крупных хозяйств, 50 процентов малых и 63 процента крестьянских и фермерских.

При среднем по области использовании сельхозугодий 86 процентов в меньшей степени они используются в малых сельхозпредприятиях (71,1 процента), личных подсобных хозяйствах (81 процент). Еще ниже показатели в отдельных районах области.

В Грибановском районе – 78,9 процента, в Верхнехавском – 79,5, Нижнедевицком – 78,3, Новохоперском – 66,7, Хохольском – 60,4, Поворинском – 79,7, Подгоренском – 64,4, Терновском – 66,7 процента.

Еще более пёстрая картина наблюдается в муниципальных поселениях этих районов.

Причин тому много, и одна из них - резкое сокращение поголовья скота, из-за чего отпадает необходимость в использовании лугов и пастбищ. За годы реформ его численность в РФ уменьшилась в разы - с 59 млн. голов до 20,7 млн., в том числе коров - до 9 млн. голов.

В Воронежской области в 1990 году было 1,46 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 534,3 тыс. коров. На 1 января 2010 года стало: крупного рогатого скота – 358,2 тысячи, в том числе коров - 145,6 тысячи. В настоящее время в коллективных хозяйствах насчитывается 90 тысяч коров.

Еще нагляднее эта неприглядная картина по районам области.

В Поворинском районе на момент сельскохозяйственной переписи (на 1 июля 2006г.) в коллективных хозяйствах числилось 32 головы крупного рогатого скота и ни одной коровы. В настоящее время, по оперативным данным Департамента аграрной политики Воронежской области, на 1 декабря 2012 года числится 970 голов крупного рогатого скота, в том числе 312 коров.

В Подгоренском районе и в настоящий момент в коллективных хозяйствах нет ни одной коровы. Мало крупного рогатого скота в Борисоглебском районе (652 головы), Грибановском (384), Петропавловском (586), Подгоренском (418).

Очень мало молочного скота в пригородных районах, например, в Новоусманском.

Ясно, что при малочисленности поголовья скота луга и пастбища не будут востребованы.

Правительство Воронежской области и губернатор А.В.Гордеев начиная с 2010 года предприняли значительные усилия по стабилизации и росту поголовья, особенно крупного рогатого скота мясных пород. В настоящее время проекты по развитию мясного скотоводства по принципу «корова – телёнок» реализуется в 41 хозяйстве области, а всего проектов – 70. К концу 2012 года в области ожидалась численность в 80 тысяч голов крупного рогатого скота абердин-ангусской породы и других мясных пород, а к 2020 году планируется иметь 350 тысяч голов скота мясных пород (шаролезская, герефордская, казахская белоголовая и т.д.).

В результате принятых мер поголовье скота существенно возросло. Так, численность крупного рогатого скота на 1 декабря 2012 года в общественном хозяйстве – 252,7 тысячи голов, в том числе коров – 89,9 тысячи. С учётом наличия крупного рогатого скота в фермерских, крестьянских хозяйствах и у населения его численность гораздо больше.

Аналогичное положение – в свиноводстве, в котором поголовье по отношению к 2011 году возросло на 174 тысячи голов (на 58 процентов). Однако этот рост в разрезе районов происходил неравномерно. В Павловском районе поголовье свиней за один год выросло в 84 раза, в Новохоперском – в 16 раз, Каменском – в 2,3 раза.

В то же время в коллективных хозяйствах Верхнемамонского, Ольховатского, Поворинского, Подгоренского, Таловского, Хохольского районов оно отсутствует.

За 11 месяцев 2012 года произведено 343,2 тысячи тонн молока, мяса (в живом весе) – 173,6 тысячи, в том числе мяса скота и птицы на убой – 166,4 тысячи тонн. Эта цифра складывается из производства говядины – 25 тысяч тонн, свинины – 42,4 тысячи, мяса птицы – 97,7 тысячи. Кроме того, произведено 328,7 млн. штук куриных яиц.

С учётом производства в личных, фермерских и крестьянских хозяйствах эти цифры по разным продуктам возрастут примерно в 1,3-2 раза. Например, молока будет получено не менее 700 тысяч тонн, мяса в убойном весе – 380 тысяч, яиц – 689,3 млн. штук.

Много это или мало? Ответ даёт сравнение производства в дореформенный период и в настоящий момент.

В 1990 году в Воронежской области производилось: молока – 1,5 млн. тонн, мяса – 448 тысяч тонн. Как видим, нынешний уровень производства пока недостаточен.

По медицинским нормам, на душу населения ежегодно требуется 392 кг молока, 81 кг мяса, 297 штук яиц. В абсолютном выражении необходимо молока – 915 тысяч центнеров, мяса – 189 тысяч тонн, яиц – 684 млн. штук. Таким образом, производство мяса и яиц близко к норме. По молоку – большой разрыв потребности и производства. Он покрывается за счёт снижения жирности реализуемого молока до 2,5 процента вместо 3,6 процента (базисная жирность).

Следует иметь в виду, что не вся произведенная продукция потребляется внутри региона. В рыночной экономике она реализуется там, где на неё более высокий спрос и выше цены. По этой причине значительная часть продукции вывозится за пределы Воронежской области, а на местных прилавках может ощущаться её недостаток.

По этим расчётам можно сделать вывод: нельзя покрыть потребность населения области в продукции животноводства только за счет её производства в коллективных хозяйствах. Примерно половину потребности покрывают личные и фермерские хозяйства. Этим определяется их роль и значение в дальнейшем увлечении поголовья и продукции животноводства и, следовательно, в использовании пустующих лугов и пастбищ.

Как же активизировать интерес населения к разведению скота и птиц?

Выход видится в создании производственных сельских кооперативов и семейных ферм. Престарелые жители села, а их большинство, не в состоянии в одиночку держать корову: для неё требуется заготовить не менее десяти возов сена и соломы, требуются корнеплоды и концентраты.

Малочисленное поголовье коров рассредоточено в крупном селе по дворам, находящимся в относительно большом отдалении друг от друга. При таком положении трудно найти пастуха.

Другое дело - мясные или молочные кооперативы по выращиванию и откорму скота, производству молока, по выращиванию кроликов, гусей, уток. В молочном кооперативе даже небольшой численности (15-20 человек) легко решить проблему заготовки кормов. Для этого требуется один трактор с тележкой, сенокосилка, тракторные грабли, пресс-подборщик. Эта техника частично уже есть фактически у отдельных селян, а недостающую можно купить в кредит, взятый на льготных условиях в сумме 50-60 тысяч рублей на члена кооператива.

Ещё проще решить этот вопрос при организации семейной фермы, например, по выращиванию и откорму скота мясных пород. Такая задача поставлена Правительством Воронежской области, и для её решения необходимо активное участие глав сельских администраций.

Опыт работы семейных ферм в Белгородской области показал положительные результаты. Если создать кооперативы в каждом сельском поселении, то решить проблему обеспечения населения молоком и мясом можно в ближайшее время.

Важно и то, что возрастут доходы сельских жителей, из которых самыми денежными, к сожалению, пока считаются старики, получающие пенсию.

С ростом доходов возрастает и покупательский спрос.

Одним словом, создание производственных кооперативов оживит экономическую жизнь сельских территорий, станет одним из элементов их устойчивого развития.

Решение, конечно, связано с мерами государственной поддержки, и в их числе главные - обеспечение населения денежными кредитами (под 2-5 процента); снижение налоговой нагрузки для членов кооперативов и издержек при выделении и оформлении земель, пресса диспаритета цен.

Невыгодность ведения сельхозпроизводства приводит к отказу от него. По России из 28 тысяч крупных предприятий только 19,6 тысячи, или 70,6 процента, осуществляют сельскохозяйственную деятельность, из мелких – только 63, КФК – 50 процентов, индивидуальные предприятия – 66 процентов, даже из личных хозяйств – только 89 процентов.

Немногим лучше положение и в Воронежской области, что видно из приведенных данных.

Сегодня требуется разработка специальной государственной программы освоения заброшенных сельских территорий и прекращение процесса их обезлюдения. Программа должна содержать систему мер: развитие инфраструктуры села, помощь молодым семьям в строительстве жилья, стимулирование врачей, учителей для работы на селе, развитие малых кооперативов и семейных ферм, выделение дешёвых кредитов на содержание таких кооперативов. Не исключается идея возврата к созданию агрогородков для обработки заброшенных земель и больших массивов земель.

Эта программа должна предусматривать систему мер государственной поддержки переселения людей в обезлюдевшие районы страны, выделение крупных государственных и поощрения частных инвестиций для обустройства сельских территорий, создания новых хозяйств и ферм, развития кооперации.

Необходимо снизить высокие трансакционные издержки на выделение и оформление земли, для чего компенсировать из федерального и региональных бюджетов часть расходов производителей на выделение и оформление земли сельскохозяйственного назначения, а гражданам – часть расходов на оформление и регистрацию прав на земельные доли.

Следует изменить структуру животноводства в сторону увеличения поголовья крупного рогатого скота и овец для использования заброшенных лугов и пастбищ. Наряду с государственной программой развития мясного скотоводства необходимо стимулировать его разведение в частном секторе, установив цены на молоко и скот на уровне, покрывающем затраты производителей плюс хотя бы минимальная (10-15 процентов) прибыль. В настоящее время большая её часть, а порой и вся, оседает у переработчиков и в торговле, а в этом звене цепочки должен быть самый низкий процент рентабельности, поскольку большие суммы прибыли у них образуются за счет высоких объемов переработки продукции и товарооборота в торговле.

Само собой, должен быть снижен диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и предусмотрены дешёвые кредиты для её производителей.

Эти и другие меры, направленные на развитие сельского хозяйства, в том числе защита сельхозпроизводителей от нездоровой конкуренции с иностранными поставщиками сельхозпродукции в условиях работы в ВТО, будут способствовать комплексному, а не очаговому развитию отрасли.
18.01.2013 03:38:23

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход