Что делать с рекордами – анализ рынка картофеля
В Минсельхозе отмечают, что Россия столкнулась с его перепроизводством, и это уже губительно сказывается на уровне цен и доходах аграриев. Излишки рынка при этом оцениваются в 2-3 млн тонн продукции, которую необходимо направить за рубеж
На картофельном рынке растут излишки
Перепроизводство картофеля на российском рынке наблюдается на протяжении последних двух лет, с тех пор как власти провозгласили курс на импортозамещение и рост собственного сельскохозяйственного производства. Аграрии получили мощный стимул - государство предоставляло субсидии, льготные кредиты и возмещало часть затрат на капитальное строительство. Благодаря инвестициям уже в 2015 году посевные площади резко увеличились с 320,8 тыс. га до 355,5 тыс. га, и это без учета хозяйств населения.
В результате уже тогда, по итогам сборов, за год России удалось установить картофельный рекорд последних пятнадцати лет. По оценке Росстата, валовый сбор картофеля вырос на 7% и составил 33,6 млн тонн, из которых на 21% увеличили сбор сельскохозяйственные организации до 4,6 млн тонн, на 20,8% фермеры (2,9 млн тонн) и на 4,8% самая многочисленная группа - хозяйства населения (до 26,1 млн тонн).
Как оказалось, несмотря на достигнутые успехи, уже тогда российский рынок к такому обильному урожаю оказался не готов. Осенью цены на картофель рухнули вниз и продолжили оставаться низкими на протяжении последнего года, как среди оптовиков, так и на потребительском рынке.
Населению, которое выращивает картофель в подсобных хозяйствах, приходилось сдавать урожай перекупщикам буквально за бесценок, однако трудности испытала и коммерция. Остро ощущалась нехватка специализированных картофелехранилищ и мощностей по переработке картофеля. В результате на протяжении последних нескольких лет росли потери урожая. По оценкам Росстата за последние годы стремительно увеличивались потери урожая. В 2015 году они составили 2333 тысяч тонн, что больше, чем в 2014 году на 13%. Фактически, эта сумма в девять раз больше, чем годовой объем экспорта картофеля из России, а также это целых 18% от всего объема той картошки, что поступает на производства для дальнейшей переработки.
Иными словами, это огромные потери и для сельского хозяйства, и для бизнеса. Несмотря на объемы выделенных бюджетных средств, хранилища строятся и модернизируются медленно. Промышленная переработка картофеля тоже растёт небыстро – рост составляет около 3% в год, хотя именно она могла бы стать тем самым потребителем «излишков», которые образовались в отрасли при должном внимании наших властей.
Потребление населением тоже почти не увеличивается, в результате ежегодно становится больше объем товарных запасов. На начало 2015 года они составляли 21900 тысяч тонн картофеля, а на начало 2016 года уже 24254 тысяч тонн. Во многом именно они оказали дополнительное давление на российский рынок картофеля.
2016 год стал менее урожайным, хотя объемы валового сбора по-прежнему существенно превышают потребности населения и промышленности. По данным Росстата, в России в 2016 году собрали 31 млн тонн картофеля, что ниже на 7,8%, чем было в 2015 году. Урожайность, при этом уменьшилась на 4% - до 153 центнера с гектара. Во многом это связано с менее благоприятными погодными условиями – во многих регионах страны лето сопровождалось обильными осадками. Так, в Ленинградской области погибла треть урожая, а темпы уборки из-за переувлажнения почвы осенью сильно замедлились. Подобные трудности также наблюдались и в Центральном федеральном округе, в частности, в Липецкой, Тульской, Рязанской и Московской областях. Общий объем потерь картофеля Росстат пока не оценил, однако если учитывать затоваренность хранилищ и худшее состояние урожая из-за влажности, можно предположить, что они будут ещё выше.
Переизбыток на рынке, тем не менее, сохраняется, и это оказывает давление на цены для аграриев. Особенно сильно пострадали фермеры, вложившие средства в импортные семена и удобрения – из-за большого предложения на рынке они, как и в прошлом году были вынуждены продавать картофель по ценам в два-три раза ниже себестоимости. Даже зимой, когда цены на продукцию традиционно увеличиваются, они оставались почти на прежнем уровне. Летом 2016 года оптовые цены на картофель держались на уровне 8-10 рублей/кг, а розничные на уровне 30 рублей/кг. То же самое происходит и сегодня – по оценкам Росстата на 30 января 2017 года средние розничные цены на картофель по России составляют всего лишь 21,24 рублей/кг.
Проблемы перепроизводства отметили и в Минсельхозе. Чтобы её решить, глава департамента растениеводства Петр Чекмарев предложил нарастить его поставки за рубеж. При этом излишки рынка, которые требуется вывезти, оценили в 2-3 млн тонн.
Нарастить экспорт – задача не из легких
Выполнение той задачи, которую поставил Минсельхоз в ближайшие пару лет, кажется чем-то из разряда фантастики. Объемы излишек в 2-3 млн тонн – это в десять раз больше, чем нынешние объемы всего экспорта картофеля.
По данным ФТС, за 11 месяцев 2016 года объемы его экспорта составили 213,16 тыс тонн в физическом выражении, увеличившись на 30%, а в стоимостном выражении – 21,44 млн долларов, что больше на 24%, чем в прошлом году. Объемы поставок за рубеж росли на протяжении последних двух лет. На руку производителям сыграла и девальвация рубля – наибольшего темпа роста удалось достичь в 2015 году, когда физические объемы поставок увеличились в 4,3 раза.
Однако получится ли и дальше такими же темпами наращивать поставки за рубеж большой вопрос – вместе с ростом цен на нефть увеличился и курс рубля, в результате чего стимул для продажи картофеля на экспорт стал меньше. Даже в том случае, если Центробанк предпримет меры для девальвации национальной валюты, курс уже не достигнет тех рекордных значений свыше 75 рублей за доллар, которые были выгодны для экспортеров.
Ухудшает ситуацию и тот факт, что в 2016 году существенно сократилась география поставок. Сегодня почти 120 тысяч тонн картофеля продается на Украину и ещё 89,21 тыс тонн – в Азербайджан. Доля закупок других стран стала заметно меньше. Если в 2015 году было 22 страны, то в 2016 году только 13 стран, среди которых преимущественно государства СНГ.
Заметно сдерживает наш экспортный потенциал и тот факт, что на внешний рынок удается выйти лишь крупным игрокам рынка, которые благодаря сотрудничеству с торговыми сетями и развитой логистикой итак гораздо легче справляются с переизбытком товара на рынке. В свою очередь, продукция, которую сдают перекупщикам фермеры и население, поставляется за рубеж гораздо реже, а именно на неё и приходится основная часть валового сбора всей продукции – свыше 26 млн тонн.
Импорт картофеля падает
Наряду с ростом экспорта картофеля, импорт снижается, причём также большими темпами – в 2015 году он рухнул на 20% до 552,79 тыс тонн, а в 2016 году сразу в два раза до 106,73 тысяч тонн. Стоимостные объемы поставок при этом упали почти на 40% до 106,73 млн долларов.
Снижение было обусловлено девальвацией рубля. В то время как импортный картофель заметно подорожал, российские покупатели переключились на отечественных производителей. Даже крупные торговые сети заметно увеличили ассортимент в пользу отечественного картофеля.
Основным поставщиком картофеля в Россию по итогам 11 месяцев стал Египет. Он поставляет почти половину всего картофеля в Россию, при этом его поставки упали на 52% до 133 тысяч тонн. Помимо девальвации на сокращение поставок повлиял и запрет на поставки плодоовощной продукции из Египта, который действовал с 22 сентября до середины декабря.
На втором месте по объемам импорта Китай – на него приходится около 20% всех поставок картофеля в Россию. По итогам этого года он также их сократил до 44,15 тыс тонн – свыше чем на 30%. Однако некоторые страны поставки, напротив, нарастили – Беларусь увеличила импорт картофеля на 37% до 35,93 тыс тонн, а Азербайджан на 3,2% до 36,6%. География поставок также стала меньше – количество стран-поставщиков упало на треть.
Общее снижение импорта сыграло на руку отечественным производителям. Однако наряду с обычным, рекордно упали и поставки семенного картофеля. По оценке Министерства сельского хозяйства, за прошлый год российские аграрии закупили только 18 тысяч тонн, что в два раза меньше, чем было в 2015 году. При этом доля импортных семян на у производителей достигает 80%, в то время как отечественный семенной картофель востребован среди них гораздо меньше. Как правило, он обладает меньшей урожайностью, быстрее вырождается, а кроме того, картофель, полученный из отечественных семян, в большей степени подвержен болезням и гниению.
Почти полное использование импортных семян требуется для картофеля, который затем перерабатывается в чипсы, картофельное пюре, картофель фри или другую продукцию, где присутствует машинная обработка. Сокращение ввоза импортных семян может в будущем только навредить отрасли. В свою очередь, возрождение отечественной селекции, которое провозгласил Минсельхоз, это задача на долгую перспективу.
Перепроизводство картофеля на российском рынке наблюдается на протяжении последних двух лет, с тех пор как власти провозгласили курс на импортозамещение и рост собственного сельскохозяйственного производства. Аграрии получили мощный стимул - государство предоставляло субсидии, льготные кредиты и возмещало часть затрат на капитальное строительство. Благодаря инвестициям уже в 2015 году посевные площади резко увеличились с 320,8 тыс. га до 355,5 тыс. га, и это без учета хозяйств населения.
В результате уже тогда, по итогам сборов, за год России удалось установить картофельный рекорд последних пятнадцати лет. По оценке Росстата, валовый сбор картофеля вырос на 7% и составил 33,6 млн тонн, из которых на 21% увеличили сбор сельскохозяйственные организации до 4,6 млн тонн, на 20,8% фермеры (2,9 млн тонн) и на 4,8% самая многочисленная группа - хозяйства населения (до 26,1 млн тонн).
Как оказалось, несмотря на достигнутые успехи, уже тогда российский рынок к такому обильному урожаю оказался не готов. Осенью цены на картофель рухнули вниз и продолжили оставаться низкими на протяжении последнего года, как среди оптовиков, так и на потребительском рынке.
Населению, которое выращивает картофель в подсобных хозяйствах, приходилось сдавать урожай перекупщикам буквально за бесценок, однако трудности испытала и коммерция. Остро ощущалась нехватка специализированных картофелехранилищ и мощностей по переработке картофеля. В результате на протяжении последних нескольких лет росли потери урожая. По оценкам Росстата за последние годы стремительно увеличивались потери урожая. В 2015 году они составили 2333 тысяч тонн, что больше, чем в 2014 году на 13%. Фактически, эта сумма в девять раз больше, чем годовой объем экспорта картофеля из России, а также это целых 18% от всего объема той картошки, что поступает на производства для дальнейшей переработки.
Иными словами, это огромные потери и для сельского хозяйства, и для бизнеса. Несмотря на объемы выделенных бюджетных средств, хранилища строятся и модернизируются медленно. Промышленная переработка картофеля тоже растёт небыстро – рост составляет около 3% в год, хотя именно она могла бы стать тем самым потребителем «излишков», которые образовались в отрасли при должном внимании наших властей.
Потребление населением тоже почти не увеличивается, в результате ежегодно становится больше объем товарных запасов. На начало 2015 года они составляли 21900 тысяч тонн картофеля, а на начало 2016 года уже 24254 тысяч тонн. Во многом именно они оказали дополнительное давление на российский рынок картофеля.
2016 год стал менее урожайным, хотя объемы валового сбора по-прежнему существенно превышают потребности населения и промышленности. По данным Росстата, в России в 2016 году собрали 31 млн тонн картофеля, что ниже на 7,8%, чем было в 2015 году. Урожайность, при этом уменьшилась на 4% - до 153 центнера с гектара. Во многом это связано с менее благоприятными погодными условиями – во многих регионах страны лето сопровождалось обильными осадками. Так, в Ленинградской области погибла треть урожая, а темпы уборки из-за переувлажнения почвы осенью сильно замедлились. Подобные трудности также наблюдались и в Центральном федеральном округе, в частности, в Липецкой, Тульской, Рязанской и Московской областях. Общий объем потерь картофеля Росстат пока не оценил, однако если учитывать затоваренность хранилищ и худшее состояние урожая из-за влажности, можно предположить, что они будут ещё выше.
Переизбыток на рынке, тем не менее, сохраняется, и это оказывает давление на цены для аграриев. Особенно сильно пострадали фермеры, вложившие средства в импортные семена и удобрения – из-за большого предложения на рынке они, как и в прошлом году были вынуждены продавать картофель по ценам в два-три раза ниже себестоимости. Даже зимой, когда цены на продукцию традиционно увеличиваются, они оставались почти на прежнем уровне. Летом 2016 года оптовые цены на картофель держались на уровне 8-10 рублей/кг, а розничные на уровне 30 рублей/кг. То же самое происходит и сегодня – по оценкам Росстата на 30 января 2017 года средние розничные цены на картофель по России составляют всего лишь 21,24 рублей/кг.
Проблемы перепроизводства отметили и в Минсельхозе. Чтобы её решить, глава департамента растениеводства Петр Чекмарев предложил нарастить его поставки за рубеж. При этом излишки рынка, которые требуется вывезти, оценили в 2-3 млн тонн.
Нарастить экспорт – задача не из легких
Выполнение той задачи, которую поставил Минсельхоз в ближайшие пару лет, кажется чем-то из разряда фантастики. Объемы излишек в 2-3 млн тонн – это в десять раз больше, чем нынешние объемы всего экспорта картофеля.
По данным ФТС, за 11 месяцев 2016 года объемы его экспорта составили 213,16 тыс тонн в физическом выражении, увеличившись на 30%, а в стоимостном выражении – 21,44 млн долларов, что больше на 24%, чем в прошлом году. Объемы поставок за рубеж росли на протяжении последних двух лет. На руку производителям сыграла и девальвация рубля – наибольшего темпа роста удалось достичь в 2015 году, когда физические объемы поставок увеличились в 4,3 раза.
Однако получится ли и дальше такими же темпами наращивать поставки за рубеж большой вопрос – вместе с ростом цен на нефть увеличился и курс рубля, в результате чего стимул для продажи картофеля на экспорт стал меньше. Даже в том случае, если Центробанк предпримет меры для девальвации национальной валюты, курс уже не достигнет тех рекордных значений свыше 75 рублей за доллар, которые были выгодны для экспортеров.
Ухудшает ситуацию и тот факт, что в 2016 году существенно сократилась география поставок. Сегодня почти 120 тысяч тонн картофеля продается на Украину и ещё 89,21 тыс тонн – в Азербайджан. Доля закупок других стран стала заметно меньше. Если в 2015 году было 22 страны, то в 2016 году только 13 стран, среди которых преимущественно государства СНГ.
Заметно сдерживает наш экспортный потенциал и тот факт, что на внешний рынок удается выйти лишь крупным игрокам рынка, которые благодаря сотрудничеству с торговыми сетями и развитой логистикой итак гораздо легче справляются с переизбытком товара на рынке. В свою очередь, продукция, которую сдают перекупщикам фермеры и население, поставляется за рубеж гораздо реже, а именно на неё и приходится основная часть валового сбора всей продукции – свыше 26 млн тонн.
Импорт картофеля падает
Наряду с ростом экспорта картофеля, импорт снижается, причём также большими темпами – в 2015 году он рухнул на 20% до 552,79 тыс тонн, а в 2016 году сразу в два раза до 106,73 тысяч тонн. Стоимостные объемы поставок при этом упали почти на 40% до 106,73 млн долларов.
Снижение было обусловлено девальвацией рубля. В то время как импортный картофель заметно подорожал, российские покупатели переключились на отечественных производителей. Даже крупные торговые сети заметно увеличили ассортимент в пользу отечественного картофеля.
Основным поставщиком картофеля в Россию по итогам 11 месяцев стал Египет. Он поставляет почти половину всего картофеля в Россию, при этом его поставки упали на 52% до 133 тысяч тонн. Помимо девальвации на сокращение поставок повлиял и запрет на поставки плодоовощной продукции из Египта, который действовал с 22 сентября до середины декабря.
На втором месте по объемам импорта Китай – на него приходится около 20% всех поставок картофеля в Россию. По итогам этого года он также их сократил до 44,15 тыс тонн – свыше чем на 30%. Однако некоторые страны поставки, напротив, нарастили – Беларусь увеличила импорт картофеля на 37% до 35,93 тыс тонн, а Азербайджан на 3,2% до 36,6%. География поставок также стала меньше – количество стран-поставщиков упало на треть.
Общее снижение импорта сыграло на руку отечественным производителям. Однако наряду с обычным, рекордно упали и поставки семенного картофеля. По оценке Министерства сельского хозяйства, за прошлый год российские аграрии закупили только 18 тысяч тонн, что в два раза меньше, чем было в 2015 году. При этом доля импортных семян на у производителей достигает 80%, в то время как отечественный семенной картофель востребован среди них гораздо меньше. Как правило, он обладает меньшей урожайностью, быстрее вырождается, а кроме того, картофель, полученный из отечественных семян, в большей степени подвержен болезням и гниению.
Почти полное использование импортных семян требуется для картофеля, который затем перерабатывается в чипсы, картофельное пюре, картофель фри или другую продукцию, где присутствует машинная обработка. Сокращение ввоза импортных семян может в будущем только навредить отрасли. В свою очередь, возрождение отечественной селекции, которое провозгласил Минсельхоз, это задача на долгую перспективу.
07.02.2017 11:12:49
источник:
Провэд