Бунт овощей

Спасаясь от кризиса, россияне скупили все холодильники, а через месяц начали понимать, что наполнять их будет нечем
Это уже война. В течение января на продуктовом фронте российским потребителям еды был нанесен сокрушительный удар.

Его фиксирует даже официальная статистика. По данным Росстата, сахар с начала года подорожал на 12%, картошка — на 13,4%, морковь — на 19,3%, лук — на 20,3%, огурцы — на 24,3%, помидоры — на 26,9%, капуста — на 29,1% (чемпион!). Резюмирующая оценка статистического ведомства о том, что в среднем потребительские цены с начала января выросли в России на 2,1%, на фоне подобной пляски овощей выглядит издевательством, даже если и соответствует методологии исследования.

И вот ведь что обидно: за вычетом помидоров наступление на наш кошелек ведут продукты отечественного производства, оплот импортозамещения. Казалось бы, и хамон от наших прилавков отрезали, и белорусская креветка потеряла статус стратегического союзника, а тут — получите удар с тыла.

Виновной ожидаемо названа «пятая колонна», роль которой в данном случае исполняют торговые сети и прочая продуктовая розница. Премьер-министр заявил, что торговля должна «умерить свои экономические аппетиты» и что рост цен на отечественные товары не может идти тем же темпом, что и падение рубля. Что ж, Медведев хотя бы видит некую взаимосвязь между девальвацией и ростом цен на импорт, то есть продвинулся намного дальше министра экономики Алексея Улюкаева, который не так давно заявлял, что россиянам, получающим зарплату в рублях, вообще не должно быть никакого дела до курса доллара.

Но поскольку обуздать падение рубля у властей, как бы они ни пытались это сделать, не выходит, бороться с инфляцией было поручено Генеральной прокуратуре. На официальном сайте ведомства появилось угрожающее заявление: «Прокурор России Юрий Чайка поручил прокурорам субъектов Российской Федерации в период с 20 по 23 января 2015 года организовать проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке». Прокуроры, вышколенные палочной системой, действовали по принципам, обратным росстатовским, и нашли-таки совершенно космическое «завышение цен», в некоторых случаях, по словам Юрия Чайки, в три-четыре раза.

Правда, в отличие от статистики, пусть и официальной, которая высчитывает «завышение», сравнивая между собой цены на аналогичный товар в разные периоды времени, прокуроры не сообщили, что и почему они считают завышением. Это, вообще говоря, родовая травма наших правоохранительных органов, когда они стравливают предпринимательскую деятельность и Уголовный кодекс. Кому доводилось читать «экономические» дела, особенно с политическим подтекстом, тот поймет, о чем это я. У нас и прокуроры, и следователи любят подменять собой рынок и здравый смысл, устанавливая в процессуальных документах некий справедливый уровень цены актива, несоответствие которого с реальностью и есть состав преступления.

Сомнений нет, будут и новые проверки, и штрафы, и уголовные дела. Следственному комитету и МВД «продуктовые» палки тоже не помешают. Но только вспомните, как в декабре грозил валютным спекулянтам лично Бастрыкин и оцените самостоятельно эффективность борьбы силовиков с рынком.

Кстати, наши собкоры, традиционно мониторящие ценники, разумеется, тоже отмечают увеличение цен, но не сопоставимое с тем, которое отмечают проверяющие. Человек ищет, где дешевле, а прокурор — где «преступнее»?

Конечно, нынешний рост цен ненормален сам по себе, но в то же время релевантен самой природе кризиса, в который мы так активно сваливаемся. А природа его носит иррационально-политический характер и лишь для полноты картины приправлена падением нефтяных цен. Ведь руководство страны сознательно выбрало агрессивный, воинственный курс, который несовместим со столь любимой прежде стабильностью. Не только власти, но и бизнес, и общество в такой ситуации реагируют на обычные стимулы неправильно и притом очень нервно, с недопустимо широкой амплитудой.

Вот, например, по итогам прошлого года впервые за долгое время было зафиксировано падение реальных доходов населения, и сразу на 7,3%, зато продажи товаров длительного пользования подскочили более чем на 10%, а по некоторым позициям — вдвое. И что теперь: есть два полупустых холодильника и два телевизора с нескромной диагональю, из которых рассказывают, что кризиса нет.

А преодолеть кризис, отрицая не только свою вину в нем, но и сам факт его существования, невозможно.

Алексей ПОЛУХИН,
редактор отдела экономики "Новой Газеты"
02.02.2015 08:43:08

источник: Новая газета
Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль