Арктика освобождает воды
Ставшие свободными ото льда воды Арктики – соблазн для многих начать там вылов рыбы и тем самым нанести региону невосполнимый урон. Как это можно предотвратить, читайте в материале New Scientist
Из-за стремительного сокращения ледового покрова Арктика становится все более привлекательной для промышленного освоения. Обычная практика при использовании природных ресурсов, сложившаяся за многие годы, – сначала начать освоение, которое зачастую ведет к разрушению экосистем, а затем пытаться их восстанавливать. Такой подход в Арктике и особенно в ее морской части может иметь катастрофические последствия.
Морская экосистема Арктики проста и очень уязвима: изъяв одно звено, можно разрушить всю цепочку. Например, случайный вылов запасов рыбы может подорвать кормовую базу тюленей, а значит и белого медведя. Но именно в случае Арктики и особенно в отношении рыболовства к решению этой проблемы можно подойти заблаговременно.
Нерегулируемое промышленное рыболовство пока только может начаться в освободившихся ото льда и еще почти неизученных международных водах центральной части Северного Ледовитого океана. Еще в апреле 2012 года 2000 ученых со всего мира выпустили письмо, где призвали правительства арктических стран разработать международное соглашение о рыболовстве в центральной Арктике, а пока начать с нулевого промысла до получения надежных научных данных о рыбных запасах и экосистеме в целом. И сейчас, когда стало понятно, что лед в Арктике тает как никогда интенсивно, актуальность заключения такого договора сильно возросла. Как продвигаются дела в этом направлении, нам рассказал директор Международной арктической программы американского фонда Pew Скотт Хайлимэн.
В чем интерес стран Арктики – Канады, США, России, Норвегии и Дании – участвовать в таком соглашении? Каковы будут их обязательства?
– В сентябре 2012 года таяние многолетних льдов Северного Ледовитого океана побило все рекорды. 40% международных вод – то есть акватории за пределами 200-мильных зон, контролируемых прибрежными арктическими государствами, – оказались свободны ото льда. Три четверти российской и 30% канадской морской границы в Арктике, а также вся морская граница США вдоль Аляски стали открытым водным пространством. Северные акватории за пределами наших национальных юрисдикций сейчас открыты для ведения нерегулируемого коммерческого рыболовства неарктическими странами. В других регионах наши государства уже испытали отрицательные последствия такого состояния дел для биологических ресурсов и для политической стабильности. Поэтому в интересах приполярных стран объединить усилия для предотвращения подобной ситуации в столь важном регионе, как Арктика.
Почему вы уверены, что те же США, Канада и Россия не заинтересованы вести рыбную ловлю в международных водах Арктики?
– На последней встрече в Москве эксперты по рыболовству из США и России сделали вывод, что соглашение необходимо для защиты интересов рыбаков обеих стран. В арктических водах США нет коммерческого рыболовства, и очень незначительный промысел ведется в северо-восточных морях России, где таяние льдов идет особенно быстро. Нам необходимо провести научные исследования в наших собственных акваториях, чтобы понять, как меняется экология Арктики и какие ресурсы можно будет добывать на устойчивой основе, не уменьшая их запасов. Нерегулируемое коммерческое рыболовство другими странами за пределами 200-мильной морской границы гибельно скажется на экологическом состоянии Арктики и подорвет все попытки наладить упорядоченное рыболовство. Как заявили в открытом письме ученые разных стран (см. введение. – Ред.), чтобы предлагать научно обоснованный подход к управлению коммерческим рыболовством в этом регионе, необходимо лучше понимать, что происходит в центральной части Северного Ледовитого океана.
Что будет с соглашением, если кто-то из приполярных стран не захочет его подписать?
– Традиционный способ регулирования рыболовства в районах открытого моря – это собраться всем государствам, расположенным вокруг района международных вод или анклава, и заключить соглашение, к которому затем могут присоединиться и другие страны. Так уже неоднократно делалось во всем мире – например, Россия и Соединенные Штаты подписали подобный документ с целью сохранения запасов минтая в центральной части Берингова моря. Такой подход наиболее эффективен. Конечно, можно двигаться вперед и без участия всех региональных игроков, но это сделает соглашение менее прочным. Я думаю, что сотрудничать в этом вопросе и совместно двигаться вперед особенно важно для Соединенных Штатов и России, у которых уже есть давняя история совместного управления общими ресурсами в Беринговом море.
Арктика – обширное и практически незаселенное пространство. Каким образом будет обеспечиваться соблюдение соглашения на практике? Как осуществлять контроль за нарушителями?
– В отсутствие международных соглашений подорвать рыбные запасы в международных водах очень легко при чрезмерном вылове; но если конвенции заключены, то их обычно довольно хорошо соблюдают во всем мире. Арктические государства могут разработать простой и эффективный механизм правоприменения. Часть международных вод Северного Ледовитого океана, где льды растаяли в наибольшей степени, – это район, над которым авиация России, США и Канады часто совершает полеты. У России и США в Беринговом море самая протяженная общая морская граница в мире, и они имеют большой опыт сотрудничества по предотвращению нелегального рыболовства в своих водах другими странами. Таким образом, вполне возможно сообща найти решение, которое обеспечит соблюдение соглашения в центральной части Северного Ледовитого океана.
Район, о котором мы говорим, огромен. Нужно иметь целый флот самолетов и кораблей, чтобы его контролировать. Может быть, стоит закрыть проливы?
– Нет. Если будут установлены международные правила, большинство стран мира станут их соблюдать. А вот в их отсутствие, согласно международному законодательству, любой стране разрешается вести рыболовство в данном районе, это считается вполне законным. Поэтому я думаю, что само по себе заключение соглашения устранит девять десятых этой проблемы. Кроме того, районы, где скорее всего будет вестись рыболовство, располагаются непосредственно вблизи 200-мильных морских границ России и США, поскольку таяние льдов там происходит над континентальным шельфом. Над этими районами самолеты наших стран и так летают очень много, а Россия к тому же еще и бдительно регулирует судоходство по Северному морскому пути.
А как насчет реакции других стран на это соглашение? Ведь кто-то, например Китай или Япония, могут заявить, что не признают законность соглашения.
– Китай и Япония входят в большое число разных международных соглашений, регулирующих рыболовство, и тщательно их соблюдают, поскольку тоже не хотят, чтобы другие страны ловили рыбу у них «на заднем дворе». Если соглашение о рыболовстве в Арктике будет подготовлено в соответствии с нормами и практикой международного права, есть все основания полагать, что Китай и Япония станут его выполнять. Более того, велика вероятность, что они и сами подпишут эту конвенцию, если арктические страны сделают ее открытой для других государств.
Были ли достигнуты какие-либо успехи в переговорах с самими приарктическими государствами, и в частности с Россией?
– CША, Канада и Гренландия (Гренландия имеет очень высокую степень автономности, и ее можно рассматривать как независимое государство. – Ред.) сделали заявления и опубликовали официальные документы в поддержку переговоров в ближайшем будущем. За прошедший год уже было проведено несколько двусторонних встреч по этому вопросу, в том числе были такие встречи и между представителями РФ и США. Российское правительство пока не объявило о своей официальной позиции, но ученые и эксперты обеих стран на недавней встрече в Российском совете по международным делам решительно поддержали необходимость подготовки международного соглашения до того, как в Арктике начнется нерегулируемое рыболовство.
А как фонд Pew относится к промышленному освоению шельфа в Арктике?
– Мы работаем в Канаде и в США и придерживаемся следующей позиции: необходим баланс между охраной природы и экономическим развитием региона. Развивать экономику Севера важно. В этих районах много поселков, там живут и коренные жители, и выходцы из других мест. Всем им нужны рабочие места, и нельзя закрывать на это глаза, говоря лишь об охране окружающей среды. Необходимо добиваться равновесия между социальным благополучием местных жителей, необходимостью экономического развития и охраной природы. Если же слишком сосредоточиться на чем-то одном, то баланс нарушается и возникают проблемы.
Значит ли это, что вы не разделяете позиции организаций, которые выступают против разработки арктического шельфа?
– То, что пытаемся делать мы, гораздо сложнее. Как создать такие правила, чтобы, когда начнется промышленное освоение, оно не нанесло ущерб экологически важным районам, а также благополучию коренных жителей, образ жизни которых по-прежнему тесно связан с традиционной охотой и рыбной ловлей?
У фонда Pew пока нет офиса в России. Планируется ли его создать в ближайшем будущем?
– В ближайшее время таких планов нет. Наша работа в России пока сводится просто к отдельным визитам и обсуждению соглашения по рыболовству; мы также узнаем много полезного для себя о том, как ваша страна начинает регулировать использование Арктики и какие правила она устанавливает. Мы желаем успеха всем приарктическим державам, сообщает "Наука и Технология".
Морская экосистема Арктики проста и очень уязвима: изъяв одно звено, можно разрушить всю цепочку. Например, случайный вылов запасов рыбы может подорвать кормовую базу тюленей, а значит и белого медведя. Но именно в случае Арктики и особенно в отношении рыболовства к решению этой проблемы можно подойти заблаговременно.
Нерегулируемое промышленное рыболовство пока только может начаться в освободившихся ото льда и еще почти неизученных международных водах центральной части Северного Ледовитого океана. Еще в апреле 2012 года 2000 ученых со всего мира выпустили письмо, где призвали правительства арктических стран разработать международное соглашение о рыболовстве в центральной Арктике, а пока начать с нулевого промысла до получения надежных научных данных о рыбных запасах и экосистеме в целом. И сейчас, когда стало понятно, что лед в Арктике тает как никогда интенсивно, актуальность заключения такого договора сильно возросла. Как продвигаются дела в этом направлении, нам рассказал директор Международной арктической программы американского фонда Pew Скотт Хайлимэн.
В чем интерес стран Арктики – Канады, США, России, Норвегии и Дании – участвовать в таком соглашении? Каковы будут их обязательства?
– В сентябре 2012 года таяние многолетних льдов Северного Ледовитого океана побило все рекорды. 40% международных вод – то есть акватории за пределами 200-мильных зон, контролируемых прибрежными арктическими государствами, – оказались свободны ото льда. Три четверти российской и 30% канадской морской границы в Арктике, а также вся морская граница США вдоль Аляски стали открытым водным пространством. Северные акватории за пределами наших национальных юрисдикций сейчас открыты для ведения нерегулируемого коммерческого рыболовства неарктическими странами. В других регионах наши государства уже испытали отрицательные последствия такого состояния дел для биологических ресурсов и для политической стабильности. Поэтому в интересах приполярных стран объединить усилия для предотвращения подобной ситуации в столь важном регионе, как Арктика.
Почему вы уверены, что те же США, Канада и Россия не заинтересованы вести рыбную ловлю в международных водах Арктики?
– На последней встрече в Москве эксперты по рыболовству из США и России сделали вывод, что соглашение необходимо для защиты интересов рыбаков обеих стран. В арктических водах США нет коммерческого рыболовства, и очень незначительный промысел ведется в северо-восточных морях России, где таяние льдов идет особенно быстро. Нам необходимо провести научные исследования в наших собственных акваториях, чтобы понять, как меняется экология Арктики и какие ресурсы можно будет добывать на устойчивой основе, не уменьшая их запасов. Нерегулируемое коммерческое рыболовство другими странами за пределами 200-мильной морской границы гибельно скажется на экологическом состоянии Арктики и подорвет все попытки наладить упорядоченное рыболовство. Как заявили в открытом письме ученые разных стран (см. введение. – Ред.), чтобы предлагать научно обоснованный подход к управлению коммерческим рыболовством в этом регионе, необходимо лучше понимать, что происходит в центральной части Северного Ледовитого океана.
Что будет с соглашением, если кто-то из приполярных стран не захочет его подписать?
– Традиционный способ регулирования рыболовства в районах открытого моря – это собраться всем государствам, расположенным вокруг района международных вод или анклава, и заключить соглашение, к которому затем могут присоединиться и другие страны. Так уже неоднократно делалось во всем мире – например, Россия и Соединенные Штаты подписали подобный документ с целью сохранения запасов минтая в центральной части Берингова моря. Такой подход наиболее эффективен. Конечно, можно двигаться вперед и без участия всех региональных игроков, но это сделает соглашение менее прочным. Я думаю, что сотрудничать в этом вопросе и совместно двигаться вперед особенно важно для Соединенных Штатов и России, у которых уже есть давняя история совместного управления общими ресурсами в Беринговом море.
Арктика – обширное и практически незаселенное пространство. Каким образом будет обеспечиваться соблюдение соглашения на практике? Как осуществлять контроль за нарушителями?
– В отсутствие международных соглашений подорвать рыбные запасы в международных водах очень легко при чрезмерном вылове; но если конвенции заключены, то их обычно довольно хорошо соблюдают во всем мире. Арктические государства могут разработать простой и эффективный механизм правоприменения. Часть международных вод Северного Ледовитого океана, где льды растаяли в наибольшей степени, – это район, над которым авиация России, США и Канады часто совершает полеты. У России и США в Беринговом море самая протяженная общая морская граница в мире, и они имеют большой опыт сотрудничества по предотвращению нелегального рыболовства в своих водах другими странами. Таким образом, вполне возможно сообща найти решение, которое обеспечит соблюдение соглашения в центральной части Северного Ледовитого океана.
Район, о котором мы говорим, огромен. Нужно иметь целый флот самолетов и кораблей, чтобы его контролировать. Может быть, стоит закрыть проливы?
– Нет. Если будут установлены международные правила, большинство стран мира станут их соблюдать. А вот в их отсутствие, согласно международному законодательству, любой стране разрешается вести рыболовство в данном районе, это считается вполне законным. Поэтому я думаю, что само по себе заключение соглашения устранит девять десятых этой проблемы. Кроме того, районы, где скорее всего будет вестись рыболовство, располагаются непосредственно вблизи 200-мильных морских границ России и США, поскольку таяние льдов там происходит над континентальным шельфом. Над этими районами самолеты наших стран и так летают очень много, а Россия к тому же еще и бдительно регулирует судоходство по Северному морскому пути.
А как насчет реакции других стран на это соглашение? Ведь кто-то, например Китай или Япония, могут заявить, что не признают законность соглашения.
– Китай и Япония входят в большое число разных международных соглашений, регулирующих рыболовство, и тщательно их соблюдают, поскольку тоже не хотят, чтобы другие страны ловили рыбу у них «на заднем дворе». Если соглашение о рыболовстве в Арктике будет подготовлено в соответствии с нормами и практикой международного права, есть все основания полагать, что Китай и Япония станут его выполнять. Более того, велика вероятность, что они и сами подпишут эту конвенцию, если арктические страны сделают ее открытой для других государств.
Были ли достигнуты какие-либо успехи в переговорах с самими приарктическими государствами, и в частности с Россией?
– CША, Канада и Гренландия (Гренландия имеет очень высокую степень автономности, и ее можно рассматривать как независимое государство. – Ред.) сделали заявления и опубликовали официальные документы в поддержку переговоров в ближайшем будущем. За прошедший год уже было проведено несколько двусторонних встреч по этому вопросу, в том числе были такие встречи и между представителями РФ и США. Российское правительство пока не объявило о своей официальной позиции, но ученые и эксперты обеих стран на недавней встрече в Российском совете по международным делам решительно поддержали необходимость подготовки международного соглашения до того, как в Арктике начнется нерегулируемое рыболовство.
А как фонд Pew относится к промышленному освоению шельфа в Арктике?
– Мы работаем в Канаде и в США и придерживаемся следующей позиции: необходим баланс между охраной природы и экономическим развитием региона. Развивать экономику Севера важно. В этих районах много поселков, там живут и коренные жители, и выходцы из других мест. Всем им нужны рабочие места, и нельзя закрывать на это глаза, говоря лишь об охране окружающей среды. Необходимо добиваться равновесия между социальным благополучием местных жителей, необходимостью экономического развития и охраной природы. Если же слишком сосредоточиться на чем-то одном, то баланс нарушается и возникают проблемы.
Значит ли это, что вы не разделяете позиции организаций, которые выступают против разработки арктического шельфа?
– То, что пытаемся делать мы, гораздо сложнее. Как создать такие правила, чтобы, когда начнется промышленное освоение, оно не нанесло ущерб экологически важным районам, а также благополучию коренных жителей, образ жизни которых по-прежнему тесно связан с традиционной охотой и рыбной ловлей?
У фонда Pew пока нет офиса в России. Планируется ли его создать в ближайшем будущем?
– В ближайшее время таких планов нет. Наша работа в России пока сводится просто к отдельным визитам и обсуждению соглашения по рыболовству; мы также узнаем много полезного для себя о том, как ваша страна начинает регулировать использование Арктики и какие правила она устанавливает. Мы желаем успеха всем приарктическим державам, сообщает "Наука и Технология".
21.11.2012 08:53:30
источник:
Агрору.ком