Александр Барановский защищает аграриев от спекуляций рыночными методами

Застать на рабочем месте вечно занятого министра аграрной политики, даже заранее договорившись о встрече, оказалось непросто. Совещание у первого вице-премьера, Кабмин, проводы Виктора Ющенко в Турцию, выступление на телевидении - по всему было видно...
В деятельности нового правительства уже преодолен рубеж в 100 дней. Александр Петрович, как вы оцениваете этот период работы своего ведомства? Чего из намеченного удалось достигнуть, а чего - нет?

- В этот период члены правительства "притирались" друг к другу, присматривались. Хотя до этого друг друга знали, но знали с другой стороны. Я считаю, что "притирка" прошла успешно. Правительство работает в достаточно напряженном темпе. И аграрное ведомство в том числе - как правило, с 7 утра до 12 ночи, раньше пока не получается. Наверное, это связано с тем, что в работе много "хвостов", которые нужно подтягивать и решать. Мы застали такую ситуацию, когда у нас нет ни четкой программы, ни ориентиров - пришлось начинать с нуля. Видимо, бывшая власть не собиралась работать долго. Мы попали в такой "котел", когда нужно готовиться к посевной, а у аграриев ни минудобрений, ни топлива, ни кредитов. Радует то, что МинАП все-таки справилось с этим заданием - вместе с сельхозпроизводителями. Министерство в данном случае выступало не как начальство, а как партнер. В этом году посевная была завершена в более сжатые сроки, чем в прошлом. Еще одно наше важное достижение - мы разработали программу "Первоочередные меры по преодолению кризисных явлений в АПК Украины". (Некоторые из положений данной программы освещены в разделе "Новости". - Ред.)


Она имеет какую-то юридическую силу?

- Нет, это внутренняя программа Министерства, некий ориентир в работе. Хотя, конечно, мы будем ее презентовать правительству. Я подчеркиваю - это первоочередные задачи МинАП, которые срочно необходимо решить, шаг за шагом. Кстати, эта программа уже начала выполняться.

Возвращаясь к тому, что нам удалось сделать и что запланировано… Самая большая проблема - это, конечно, обеспечить людей продуктами питания. Очень остро сейчас стоит вопрос производства мяса. Аграрное министерство начало довольно серьезные программы по развитию производства мяса птицы, свинины и говядины. Эти программы уже действуют. Думаю, в текущем году мы добавим к производству мяса в Украине не менее 200 тыс. тонн, или около 15%.

Мы остановили темпы вырезания скота. Если в предыдущие годы поголовье уменьшалось, то по тем данным, которыми мы располагаем, за 5 месяцев текущего года был зафиксирован прирост поголовья КРС порядка 1 млн. голов. Причем этого удалось добиться рыночными методами, когда мы предложили селянину дотации за сданный на переработку скот - 1,3 грн/кг при весе животного не менее 300 кг.


А какие, на ваш взгляд, сейчас наиболее важные проблемы в растениеводстве Украины?

- В первую очередь, необходимо развивать семеноводство. Сегодня все, кому вздумается, занимаются производством семян, а толку от этого нет.

Важная задача на сегодня - вывести структуру посевных площадей, урегулировать земельные отношения на селе. Вот я недавно вернулся из Дании - там земля покупается и продается, но купить ее имеет право лишь тот, кто живет на ферме. Если этот человек перебирается жить в другое место, в город, он лишается земли.

Вообще нужно понимать: все, что связано с селом, - это бизнес. И если этот бизнес не будет приносить прибыли, он никому не нужен. Поэтому, если мы не создадим определенные условия в ценовой политике, толку не будет. Эти условия должны быть благоприятными и обязательно рыночными. Правительство не может говорить: на этот товар должна быть та или иная цена - формировать цену должен рынок.


Как же тогда расценивать госрегулирование на рынках сельхозпродукции (в частности зерновом)? Вы ведь все-таки устанавливаете цены?

- Нет, мы устанавливаем лишь минимальную цену. Если селянин будет продавать свою продукцию по цене ниже установленной, он перестанет ее выращивать. А вот цену вообще - формирует рынок. Она может быть, скажем, вдвое большей, чем минимальная. Такие рычаги регулирования есть во всем мире.


Александр Петрович, а вы знаете, что переработчикам, к примеру, невыгодно закупать зерно по таким ценам в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на рынке муки?

- Они говорят неправду по поводу нерентабельности работы при таких ценах. В прошлом году они имели 5-6% рентабельности, а сейчас этот показатель достигает 30-35%...


Мукомолы?!

- Нет, вообще предприятия пищевой промышленности (хлебопеки и другие). Переработка - это бизнес. Каждый хочет купить как можно дешевле и иметь прибыль побольше. И все спекулируют на селянине. Поэтому мы, в первую очередь, должны защитить товаропроизводителя.


Раз уж речь зашла о сельхозпроизводителях… Насколько рентабельно производство зерна при установленных в текущем году минимальных ценах?

- При урожайности 22 ц/га минимальная цена дает очень хорошую рентабельность - не менее 15%.


И все-таки вернемся к рынку. Учитывая то, что предложение многих видов зерна, в том числе пшеницы, в текущем сезоне превысит внутренний спрос, снижение цен является неизбежным. То есть аграрии могут не то что лишиться прибыли, а даже не компенсировать вложенные в производство деньги. Что правительство намерено предпринять в этой ситуации?

- Мы сейчас поднимаем вопрос о неотложном создании Аграрного фонда. Отмечу, что определенные бизнес-круги активно блокируют решение этого вопроса. Но я думаю, в ближайшее время он должен решиться. Предусмотрено закупить 1,5 млн. тонн продовольственного зерна в Аграрный фонд, 1 млн. тонн - в Госрезерв, 0,5 млн. тонн - по залоговым ценам, где-то 1,5 млн. тонн - региональный заказ. То есть, мы можем снять с рынка в пределах 3-4,5 млн. тонн зерна. Если мы его снимем, сразу же поднимется цена.

Кроме того, по моему убеждению, необходимо немедленно закупить в госрезерв 3 млн. тонн фуражного зерна урожая 2004 года. Это должно стать основной для запуска всех комбикормовых заводов, стабильной кормовой базой для всех отраслей животноводства, которые развиваются. Мы уже подготовили проекты постановлений на этот счет.


Александр Петрович, выступая на "Украинском зерновом форуме", вы акцентировали внимание на проблеме монополизации зернового рынка Украины. Что имелось в виду, ведь за последние два года Антимонопольный комитет неоднократно заявлял о немонопольном состоянии этого рынка?

- Вы понимаете, Антимонопольный комитет делает свою работу, но и у нас есть свои наблюдения. Когда ко мне приезжает компания из Ирана или той же Ливии и не может закупить напрямую украинское зерно, а только через определенные структуры… Я не хочу называть эти структуры, но это говорит о монополизации рынка. Если бы у нас действовала биржа, и кто угодно мог бы прийти на биржу, купить зерно и забрать его, я бы тогда не говорил о монополизации рынка. А сейчас у нас есть 3-4 крупные структуры, которые делают погоду на рынке, занимаются экспортом… Остальные компании - это мелочь. Исключительно для Антимонопольного комитета.


На ваш взгляд, правильно ли то, что Госкомрезерв, реализуя муку через подотчетные ему предприятия, вмешивается в ценообразование на рынке? По словам многих переработчиков, это негативно отражается на их бизнесе.

- Абсолютно неправильно. Они берут на себя несвойственную им функцию. Госрезерв должен создавать запасы (того же зерна) на случай какого-нибудь несчастья. Занимаясь деятельностью, о которой вы говорите, Госкомрезерв действительно "ломает" рынок. Есть закон, который не позволяет этому ведомству заниматься коммерческой деятельностью, но, видимо, кто-то им "разрешает" обходить этот закон. Но вы совершенно правы, с этим нужно разобраться.


Планируется ли в Украине создание мощного государственного экспортера зерна?

- Он уже существует. Это ГАК "Хлеб Украины". Просто он сейчас растаскан, лучшие предприятия у него забрали в аренду. Мы сейчас их возвращаем назад потихоньку, три уже вернули. Еще остается где-то 15. И ГАК должна выполнять эту функцию - государственного агента по экспорту зерна.


А что же частный экспорт? Новое правительство декларирует всяческую поддержку экспорта зерна, однако есть реальные и очень серьезные проблемы - к примеру, как быть с возросшими транспортными затратами (я имею в виду повышение тарифов на ж/д перевозки зерна)?

- Есть соответствующее поручение Президента разобраться с этим. Это - во-первых. Во-вторых, когда тонна зерна идет с амбара производителя к порту, она становится дороже примерно на 270 грн. (взвешивание, транспортировка, обеззараживание и т.д.). Мы же сегодня своими приказами эти затраты сокращаем. Минагрополитики сейчас предлагает, чтобы все участники этого процесса "сопровождения" зерна собрались под эгидой вице-премьера и предоставили выкладки по расценкам на свои услуги с тем, чтобы откорректировать их.


Александр Петрович, есть ли у вас данные по фактической задолженности перед украинскими экспортерами сельхозпродукции по возврату НДС? Что реально делается правительством для погашения этой задолженности, в какие сроки планируется ее ликвидировать?

- К сожалению, таких данных нет. Они должны быть у Минэкономики, Минфина, налоговая должна их заявлять… Мы постоянно поднимаем этот вопрос. Вопрос выплаты задолженности по НДС решает Министерство финансов. Кроме того, не стоит забывать о том, что существует проблема возмещения фальшивого НДС. Процедура проверки в данном случае довольно сложная.


Вы неоднократно заявляли о жесткой позиции МинАП в отношении экспортной пошлины на подсолнечник. Министерство экономики продолжает настаивать на необходимости снижения вывозных пошлин на масличные в связи со вступлением в ВТО, ваше ведомство выступает против этого…

- Как мне кажется, Минэкономики просто прикрывается ВТО: ему проще надавить здесь вместо того, чтобы отстоять там наши позиции. Когда член ВТО Аргентина имеет 23,5% пошлину на экспорт подсолнечника, это нормально. А мы почему-то должны ее снижать. Дело в том, что в Европе сегодня 50% дефицит этого сырья. Да, когда у нас такая вывозная пошлина - 17%, то такой дорогой подсолнечник Европе не нужен. Но если мы снизим пошлину до 10% - вы увидите, куда пойдет подсолнечник.

В Украине на сегодня 6,5 млн. тонн перерабатывающих мощностей. У нас есть где перерабатывать подсолнечник. Нужно экспортировать готовую продукцию, а не сырье.
13.06.2005 07:02:16

Неверное имя пользователя или пароль

Вход

e-Mail
Пароль