А. Дворкович: «Во многих странах … проводятся интервенции не только на зерновых рынках, но и на рынке молока и молочной продукции»

6 февраля Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел селекторное совещание об итогах развития сельского хозяйства в 2013 году и задачах на 2014 год. Наряду с этими вопросами и кредитования отрасли одной из наиболее обсуждаемых тем стал вопрос форм и...
Н.Фёдоров: …Но на что стоит обратить внимание? По нашей оценке, новые формы поддержки в прошлом году – субсидии на 1 кг реализованного (товарного) молока. Так вот, в 2013 году было запланировано в федеральном бюджете на поддержку по этому направлению 9,5 млрд рублей, но при этом за счёт дополнительных ресурсов из-за засухи 2012 года ещё было выделено 3,2 млрд рублей для компенсации стоимости кормов, то есть в итоге 12,7 млрд рублей – это новая и форма, и объём поддержки молочной отрасли. Но эта поддержка сказалась таким образом, что позитива нет, на самом деле продолжается падение и поголовья, и удоев.

По нашей оценке, очевидно, что дополнительная инвестиционная поддержка именно инвестиционных проектов молочной отрасли куда эффективнее, чем размазывание дополнительных миллиардов, почти 13 млрд рублей. На самом деле получается всем производителям молока по копейке. По нашей оценке, в этом году…

Д.Медведев: То есть имеются в виду новые инвестиционные проекты или те, которые существуют?

Н.Фёдоров: И те, которые уже реализуются сегодня, и те, которые будут приходить к нам, с 8 до 15 лет субсидирования, и с 80% из федерального бюджета поднять до 100% из федерального бюджета, плюс 3 процентных пункта за счёт региональных бюджетов, как в мясном скотоводстве принято. Это, по нашим экспертным оценкам, даст на 1 кг реализованного молока примерно пятирублёвую поддержку в расчётах, а сегодня 50 копеек достаётся…

Д.Медведев: А вот эти 50 копеек на литр молока получат все хозяйства или те, которые будут осуществлять инвестпроекты?

Н.Фёдоров: Это те, которые будут осуществлять инвестиционные проекты.

Д.Медведев: То есть получается так, что если, например, перейти к таким мерам, то остальные ничего не получат, даже этих 50 копеек?

Н.Фёдоров: Если мы уйдём вообще от поддержки килограмма реализованного молока, они не будут получать…

Д.Медведев: То есть вы считаете (просто я хочу для себя уяснить), что такая поддержка не показала себя эффективной и нужно поддерживать тех, кто делает инвестиции, а все остальные пусть, так сказать, оптимизируют работу?

Н.Фёдоров: Да, поскольку Вы как раз говорили о том, что надо искать более эффективные формы поддержки, которые дают результат в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Конечно, если выбирать, то лучше инвестиционные проекты выбирать.

Д.Медведев: Я не верю, что все аграрии с этим согласятся.

Н.Фёдоров: Если бы было много денег у нас, можно было бы...

Д.Медведев: Денег много не бывает, вы это знаете. Вы губернатором работали и работаете министром сельского хозяйства. Ладно, хорошо, я это тоже услышал.

Н.Фёдоров: И поскольку… Посчитайте, посмотрите сами: 8,4 млрд рублей в этом году на поддержку производства молока. Товарного молока производится 16,5 млн т, это по 50 копеек на литр молока поддержки из федерального бюджета. На самом деле как руководитель аграрно-индустриальной республики в прошлом (16 лет я трудился и занимался этим делом), не очень удобно звучит, может быть: 50-копеечная поддержка из федерального бюджета – это чуть-чуть, как помягче сказать, это не издевательство, но это фикция поддержки.

Д.Медведев: Ладно, мысль понятна, продолжайте. Что делать будем?

Н.Фёдоров: Наше предложение уже внесено в Правительство, согласовано и поддержано Минэкономразвития и Минфином. Это увеличение срока субсидирования инвестиционных кредитов с 8 до 15 лет, и вместо 80% – 100% из федерального бюджета. Это потребует 1,7 млрд рублей для тех проектов, которые уже реализуются, чтобы пролонгировать их на новых условиях. Вопрос по поводу принятия новых проектов к субсидированию – это вопрос закрытия сначала проблемной задолженности.

……

А.Дворкович: Начну с первой темы – молочного животноводства. Ситуация действительно, в отличие от ряда других подотраслей, достаточно тяжёлая, в том числе в связи с давлением со стороны импорта и (в первом полугодии прошлого года) ростом стоимости кормов. Фактически производители попали в такую сложную вилку, и средства, которые в прошлом году были выделены (во второй половине года) на зерновые интервенции и на компенсацию возросшей стоимости кормов, позволили стабилизировать ситуацию, но тренд к лучшему создать пока не удалось. Мы зафиксировались на достаточно низком уровне.

В связи с этим предлагается не устраивать сейчас революции, напротив, усовершенствовать имеющиеся инструменты поддержки. Первое: сохранить субсидии на 1 л молока, более того, в среднесрочной перспективе их нужно увеличить и упростить порядок их предоставления с обеспечением прозрачности при определении объёмов, на которые предоставляется эта поддержка, чтобы не было там никаких приписок, не было возможности манипулировать различными показателями. А второе, как уже говорилось, – это уже, по сути, одобренное решение, Вам на подпись дадим его в скором времени, о поддержке инвесткредитов на 15 лет при 100-процентной субсидии на процентные ставки.
Скорее всего, и этого будет недостаточно для того, чтобы устойчивый положительный тренд создать. Мы вчера обсуждали тему создания механизмов для стабилизации цен. Во многих странах, где молочное животноводство находится на приличном уровне, проводятся интервенции не только на зерновых рынках, но и на рынке молока и молочной продукции. Я думаю, что нам придётся это делать. В этом году у нас для этого ресурсов нет, но через два-три года это точно уже нужно будет делать. И таким образом можно за счёт такого ядра мер создать более или менее устойчивую картину. У коллег будут и другие предложения, они там есть, в том числе по поддержке спроса на молоко, по ряду других вещей. Думаю, что мы сможем, скорректировав программу, улучшить ситуацию.

Второе – по теме инвесткредитов. Действительно, мы поставили в качестве приоритета решение проблем прошлого. В этом году у нас нет достаточного объёма ресурсов. Публично делались заявления о том, что мы решим эту проблему до конца I квартала следующего года. Я бы пока не отказывался от такой постановки задачи и не пытался любой ценой решить проблему в этом году, а до конца I квартала следующего года у нас есть возможность, чтобы решить эту проблему без отказа от субсидий на литр молока, и в этом случае начать субсидирование новых проектов со следующего года.
Ничего катастрофичного из-за этого не произойдёт.

Д.Медведев: То есть вы предлагаете в этом году рассчитаться со старыми всеми?

А.Дворкович: До конца I квартала следующего года рассчитаться со старыми. Если у нас в федеральном бюджете…

Д.Медведев: Это 18 млрд? Или сколько нам нужно?

А.Дворкович: Это 18 млрд, да. А если у нас в федеральном бюджете в целом в этом году появятся дополнительные ресурсы по итогам экономического развития в первом полугодии, я буду предлагать в приоритетном порядке выделить это в том числе на сельское хозяйство, но пока у нас такой определённости нет.

Считаю, что уровень поддержки прошлого года (198 млрд федерального бюджета плюс порядка 70 из региональных бюджетов) оптимален. В этом году у нас получается менее 250, по оценкам, 240–250 максимум. Этого маловато просто, поэтому дополнительная поддержка будет нужна.

В этом году мы за счёт переброски средств с одних направлений на другие должны будем решить проблему субсидирования краткосрочных кредитов на сезонные полевые работы. В первом полугодии средств, считаю, в целом достаточно, но на второе полугодие уже не хватит для уборочной… Здесь мы будем находить решения.

Что касается инженерной инфраструктуры, мы рассчитывали, что это будет делаться в рамках региональных значимых программ. В этом году у нас средств на эти цели не будет. Пока предлагается использовать новый механизм, который будет введён в действие только, – осуществление этих расходов за счёт последующих будущих налоговых платежей, которые по посланию Президента мы сейчас будем вводить для такого рода проектов.

И два соображения по внешней среде и регулированию. Мы должны будем, я думаю, в скором времени, особенно по молочной продукции, инициировать антидемпинговое расследование в отношении прежде всего европейских стран. Уровень субсидий там сверхвысокий.

Д.Медведев: Надо инициировать…

А.Дворкович: Это уже наносит вред нашей отрасли. Есть проблемы и с Белоруссией.

Д.Медведев: Они инициируют постоянно в отношении нас.

А.Дворкович: Да.

Д.Медведев: Нам нужно учиться пользоваться всем этим арсеналом, раз мы в эту тему вписались, надо активную позицию занимать.

Что касается Белоруссии, то здесь ситуация должна быть прозрачная и симметричная, потому что у нас с ними общий рынок практически и единое таможенное пространство, но если сюда приходят белорусские производители, то и мы должны иметь возможность туда приходить, а не работать в режиме максимальной поставки всего на российский рынок и закрытия белорусского рынка. Вот это нужно учитывать.

А.Дворкович: Да, хорошо. Плюс по ряду видов молочной и мясной продукции у нас есть экспортный потенциал. Уже многие хозяйства производят продукцию высокого качества с должным уровнем безопасности. Мы будем добиваться, особенно у наших европейских партнёров, допуска этой продукции на европейский рынок, иначе будем применять симметричные меры по отношению к ним, если они не будут допускать нашу продукцию.
07.02.2014 06:31:49

источник: Агрору.ком
Неверное имя пользователя или пароль

Вход